В эпоху цифровых технологий, когда большая часть нашей жизни переместилась в онлайн-пространство, дистанционное мошенничество стало серьезной проблемой, затрагивающей общество и государство. Злоумышленники становятся все более изощренными, используя психологические уловки, особенности личности, возраст, современные технологии для обмана людей. Только с начала 2025 года от мошенничества с использованием информационных технологий гражданам РФ причинен материальный ущерб на сумму порядка 120 млрд. рублей.
Вместе с тем, знание основных способов защиты и постоянная бдительность могут значительно снизить риск стать жертвой мошенников.
Способы защиты от дистанционного мошенничества традиционно можно разделить на три группы: финансовую грамотность (не сообщать личные данные, коды из СМС, PIN-коды, CVV-коды, не переводить денежные средства на неизвестные счета), личную бдительность и осторожность (не переходить по подозрительным ссылками, не скачивать на свои гаджеты приложения и программы из неофициальных источников, следить за банковскими операциями) и техническую безопасность (технические способы защиты от дистанционного мошенничества).
Использование именно технических способов защиты от дистанционного мошенничества создает «первичный барьер» для мошенников и не позволяют им выйти на контакт с потенциальной жертвой и получить доступ к их мобильным приложениям, банковским счетам, устройствам.
Основными техническими решениями, которые помогут обезопасить себя от злоумышленников, являются:
- определители номеров с базами мошенников, блокировка подозрительных звонков и СМС (автоматически проверяют входящие звонки по базе известных мошеннических номеров, предупреждают о подозрительных звонках и могут их заблокировать, как правило, данные услуги предоставляют операторы сотовой связи и банковские организации, как за плату, так и бесплатно);
- двухфакторная аутентификация (требует подтверждения входа в аккаунт через второе устройство или приложение, поэтому даже если мошенники узнают пароль от аккаунта, они не смогут войти в него без дополнительного подтверждения, как правило, кода или ответа на «секретный вопрос», которые будут известны только Вам);
- официальные антивирусные программы на смартфонах, иных гаджетах (обнаруживают и блокируют вредоносные приложения, которые могут красть данные с мобильного телефона, в том числе данные банковских карт, а также проверяют скачиваемые файлы на наличие вирусов, при необходимости блокируют их);
- уведомление обо всех операциях по картам (банк отправляет СМС или push-уведомления о каждой операции по картам, что позволяет незамедлительно узнавать обо всех списаниях, попытках снятия денег, попытках оформить кредит и принять своевременные меры);
- добровольное установление лимитов на снятие наличных денежных средств и онлайн-транзакций (в банковской организации или в мобильном приложении банка можно самостоятельно установить максимальную сумму денежных средств, которая может быть снята в банкомате или переведена онлайн, либо вовсе установить временный запрет на снятие наличных и переводы, снимая запрет, при необходимости).
Выбор способа защиты от мошенничества – право каждого человека, но вооружившись знаниями и следуя простым правилам безопасности, Вы можете значительно снизить риск стать жертвой злоумышленников.
Будьте бдительны, критически оценивайте информацию и защищайте свои личные данные!