С первого февраля 2019 года вступили в силу поправки в закон о нотариате, которыми установлены новые правила регистрации недвижимости с помощью нотариусов, а также требования к их работе Данные изменения расширили круг обязанностей нотариусов. Закон предписал нотариусам  предоставление в электронном виде заявлений о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В течение рабочего дня, когда были представлены документы, до его окончания,  нотариус должен передать сведения об удостоверенной им сделке в Росреестр. 

Передача сведений заключается в представлении в Росреестр  в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

 Необходимо отметить, что закон вменяет необходимость электронной регистрации не по всем нотариальным действиям, а только по некоторой их части. Нововведения коснулись договора, на основании которого возникает право или доля в праве собственности  на недвижимое имущество, свидетельства о праве на наследство, а так же свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга.

Исключением для исполнения обязательной передачи в электронной форме документов в Росреестр являются обстоятельства, когда у нотариуса отсутствует техническая возможность.  Если нотариус не может подать в электронной форме заявление на регистрацию и другие документы в Росреестр по независящим от него причинам, то он должен подать их на бумажном носителе. Сделать это нужно не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока

Несмотря на то, что любая из сторон может отказаться от подачи документов в Росреестр через нотариуса, не стоит отвергать данную услугу, не взвесив прежде все «за» и «против».

Итак, какие преимущества для граждан обеспечивают новые правила нотариата. Прежде всего, это двойная экономия времени. С одной стороны электронная подача документов избавляет от посещения МФЦ и возможных очередей. С другой - в случае подачи заявления и документов нотариусом в электронном виде, регистрация права собственности обернется одним днем.

Не менее важен материальный аспект электронной процедуры от нотариуса. Услуга по предоставлению документов в Росреестр будет входить в состав единого нотариального действия по удостоверению сделки. Таким образом, эту услугу нотариусы будут оказывать бесплатно. Это значит, что оплачивать нужно будет заверение у нотариуса, дополнительно платить за услуги по передаче документов в Росреестр не придется. 

Кроме того, поправки в закон о нотариате  предопределяют  безопасность нотариально удостоверенных сделок. При удостоверении договоров об отчуждении или залоге имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус должен проверять, кому принадлежит данное имущество.

Не стоит беспокоиться и по поводу изготовления электронной подписи. Если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо подписывает  документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью. То есть не нужно получать квалифицированную электронную подпись. Нотариус удостоверит электронный документ своей квалифицированной подписью и тем самым придаст ему юридическую силу.

Елена Дубровская,
заместитель  начальника межрайонного отдела
филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области  

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости