Правовое просвещение

Под средством индивидуальной мобильности понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства) (п. 1.2 ПДД).

Самокат представляет собой спортивное оборудование на роликах (колесах), имеющее, в частности, рулевую колонку, которое перемещается мышечной силой пользователя (разд. 1, 4 ГОСТ Р 58680-2019, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2019 № 1229-ст).

Следовательно, самокат не является средством индивидуальной мобильности. Лицо, использующее для передвижения самокат, приравнивается к пешеходу. И, соответственно, к нему применяются правила для пешеходов (п. 1.2 ПДД).

Под электросамокатом, как правило, понимается самокат, на котором установлены аккумулятор и электродвигатель (электродвигатели), приводящий электросамокат в действие.

В соответствии с действующим законодательством средства индивидуальной мобильности, в частности электросамокаты, не относятся к механическим транспортным средствам. По общему правилу на них не распространяются, в частности, требования о государственной регистрации и необходимости получения права на управление ими (Примечание к ст. 12.1 КоАП РФ; Приложение № 1 к Техническому регламенту, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877; п. 1 ст. 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ; ст. 1, п. 7 ст. 4 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ; п. 1.2 ПДД).

Так, дети младше семи лет могут передвигаться на средстве индивидуальной мобильности только в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон (п. 24.4 ПДД).

Лица в возрасте от семи до 14 лет могут передвигаться на средстве индивидуальной мобильности только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (п. 24.3 ПДД).

Лица старше 14 лет могут передвигаться на средстве индивидуальной мобильности по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов (п. 24.1 ПДД).

Допускается движение лиц старше 14 лет на средстве индивидуальной мобильности (п. 24.2(1) ПДД):

1) в пешеходной зоне - если масса средства индивидуальной мобильности, в том числе электросамоката, не превышает 35 кг;

2) по тротуару, пешеходной дорожке - если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг и при соблюдении одного из следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет;

3) по обочине - если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;

4) по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
  • средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

При наличии светофора при движении по тротуару или пешеходной дорожке лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода, а при движении по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов - сигналами светофора в виде велосипеда (п. 6.5 ПДД).

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части (в случаях, когда это разрешено) должно осуществляться только в один ряд. При этом им запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (п. 24.5 ПДД).

Движение на средстве индивидуальной мобильности разрешается со скоростью не более 25 км/ч.

Если движение лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, такое лицо должно спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет (п. 24.6 ПДД).

При выезде из жилой зоны лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения (п. 17.3 ПДД).

При пересечении проезжей части вне перекрестка лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней (п. 24.6(1) ПДД).

В велосипедной зоне лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, с соблюдением требований ПДД (п. 24.11 ПДД).

Лицам, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, запрещено (п. 24.8 ПДД):

  • управлять им, не держась за руль хотя бы одной рукой (при наличии руля);
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

В случае нарушения ПДД лицо, передвигающееся на электросамокате или другом средстве индивидуальной мобильности, может быть привлечено к соответствующей административной ответственности (ст. ст. 12.18, 12.29, 12.30 КоАП РФ; п. 1.6 ПДД).

Лицами, не имеющими права управления автомобилем, признаются, по общему правилу (ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ; п. п. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20):

  • лица, которые на момент совершения административного правонарушения не получали такое право в установленном порядке;
  • лица, срок действия соответствующего удостоверения которых истек.
  • лица, действие права управления транспортными средствами которых прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений;
  • лица, подвергнутые административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и не выполнившие установленных законодательством условий (в частности, о проверке знаний ПДД, уплате штрафов) после истечения срока наказания.

За управление автомобилем лицом, которое не имеет на это права, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. Исключение составляет лишь езда на учебном автомобиле, имеющем соответствующее обозначение (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Кроме того, предусмотрена административная ответственность и для собственника автомобиля при передаче управления автомобилем лицу, заведомо не имеющему права управления им, в том числе и лицу, успешно сдавшему экзамены на право управления транспортным средством, но еще не получившему водительское удостоверение, - штраф в размере 30 000 руб. (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ; Постановление Верховного Суда РФ от 12.02.2018 № 48-АД18-2).

Исключение - езда на учебном автомобиле, имеющем соответствующее обозначение, а также передача управления автомобилем лицу, право управления транспортными средствами которого временно ограничено (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20).

 Лишенным права управления автомобилем является лицо, которому на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами либо в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.

При этом лишение лица права управления транспортными средствами означает, что это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения правонарушения (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20).

Управление автомобилем лицом, лишенным этого права, влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 руб., либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).

Повторное совершение данного правонарушения, если такое действие не содержит признаков преступления, влечет наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. либо обязательные работы на срок от 150 до 200 часов (ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ).

Управление автомобилем лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ, является преступлением и наказывается штрафом в размере от 150 000 до 250 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо принудительными работами на срок до года, либо лишением свободы на срок до года. Указанные наказания дополняются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет (ч. 1 ст. 2643 УК РФ).

За управление автомобилем лицом, лишенным права управления транспортными средствами и имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2, п. "в" ч. 4 или п. "в" ч. 6 ст. 264 УК РФ, установлена уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 200 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет. Указанные наказания дополняются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 2 ст. 2643 УК РФ).

Кроме того, в случае обвинительного приговора автомобиль, принадлежащий обвиняемому, при совершении преступления, предусмотренного, в частности, ст. 264.3 УК РФ, подлежит конфискации, то есть принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства (п. "д" ч. 1 ст. 1041 УК РФ).

Также уголовная ответственность предусмотрена за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортных средств водителем, не имеющим или лишенным права управления автомобилем (п. "в" ч. 2, п. "в" ч. 4, п. "в" ч. 6 ст. 264 УК РФ).

Если водитель лишен права управления автомобилем и управляет им в состоянии опьянения (при этом его действия не содержат уголовно наказуемого деяния), то это влечет административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых арест не может быть применен, в размере 45 000 руб. (ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ).

По общему правилу, в случае управления автомобилем в состоянии опьянения водителем, у которого отсутствует водительское удостоверение по причине того, что после истечения срока ранее назначенного лишения права управления он не выполнил условия, необходимые для возврата сданного водительского удостоверения, однако уже не считается подвергнутым административному наказанию, он привлекается к ответственности в виде административного штрафа в размере 45 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ст. 4.6, ч. 1 ст. 12.8, ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ; п. 47 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).

Иногда случаются ситуации, когда водитель забывает права. В этом случае предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Кроме того, предусмотрена административная ответственность и для собственника автомобиля при передаче управления автомобилем лицу, не имеющему при себе документов на управление им, в виде предупреждения или штрафа в размере 3 000 руб. (ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ).

С 01.01.2022 допуску в эксплуатацию подлежат приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абз. 2 п. 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (п. 80), так называемые интеллектуальные приборы учета электрической энергии.

Замена приборов учета осуществляется сетевыми организациями (для территории Иркутского района это АО «ИЭСК», ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и иные) в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения).

В соответствии с абз. 1 п. 136 Основных положений сетевые организации обеспечивают замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии при выходе их из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Согласно абз. 12 п. 136 Основных положений под заменой прибора учета понимаются работы по демонтажу ранее установленного прибора учета, который используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) и работы по установке прибора учета.

Сетевые организации вправе за отдельную плату осуществлять замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке (абз. 15 п. 136 Основных положений).

Замена прибора учета электрической энергии и допуск его к эксплуатации должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев с даты выявления истечения срока эксплуатации, неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки либо с даты признания прибора учета утраченным. Исключение составляют случаи, когда прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 01.04.2022 или ранее - в таких случаях установка прибора учета и допуск его к эксплуатации должны быть осуществлены до 31.12.2023 (абз. 2, 5, 6 п. 151 Основных положений).

Сетевая организация, имеющая намерение заменить прибор учета электрической энергии, направляет запрос (способом, позволяющим подтвердить факт его получения) на замену в адрес гарантирующего поставщика и собственника (владельца) энергопринимающих устройств, в отношении которых планируется замена прибора учета (абз. 19 - 21 п. 151 Основных положений).

Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие установленным требованиям, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты (п. 141 Основных положений).

Таким образом, ответственность за замену интеллектуального прибора учета несет сетевая организация, в зоне ответственности которой он установлен, при этом замена производится безвозмездно для потребителя лишь по основаниям, установленным законом: при выходе их из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета. Правилами допускаются случае, когда возможна возмездная замена прибора учета: до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя.

Статьей 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» органам полиции предоставлено право обрабатывать необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей данные о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, осужденных за совершение преступления, с последующим внесением полученной информации в соответствующие базы данных о гражданах.

Совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, Минюста Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли России и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 года «О едином учете преступлений» утверждено Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее – Положение), определяющее единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

Основаниями учета лиц, совершивших преступления, являются: обвинительное заключение (акт), постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), вступивший в законную силу обвинительный приговор по делу частного обвинения, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно п. 43 Положения, снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора на основании пп. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 20, п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 27, пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

В пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся:

а) на приговоренных к пожизненному заключению; за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; на осужденных, в отношении которых вступившие в законную силу приговоры отменены и уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, – постоянно;

б) на осужденных, в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы; лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера; на лиц, в отношении которых уголовные дела (уголовное преследование) прекращены по нереабилитирующим основаниям (за исключением уголовных дел частного обвинения, прекращенным в связи с примирением) – до достижения ими 80-летнего возраста;

в) на несовершеннолетних лиц, привлекавшихся в качестве обвиняемых и освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, - 15 лет со дня назначения данной меры.

Факты погашения, снятия судимости не являются основанием для её удаления из базы данных информационных центров МВД России.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну представляет гарантированное государством и предоставленное человеку конституционное право контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера, закрепленное статьей 23 Конституции Российской Федерации. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер.

Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Объективную сторону преступления составляют следующие альтернативные действия, выполнение которых образует состав преступления, предусмотренного статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации: 1) собирание и 2) распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Под собиранием сведений о частной жизни лица понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например, путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио-, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения.

Распространение сведений о частной жизни лица представляет собой сообщение (разглашение) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом (в частности, путем передачи материалов или размещения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»).

К ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть привлечено лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Развитие современных технологий влияет на развитие законодательства, которому приходится адаптироваться к новым технологическим реалиям. Безналичные платежи получили широкое распространение благодаря развитию банковской системы и появлению виртуальных карт и банковских приложений. В настоящее время безналичные платежи являются основным способом оплаты товаров и услуг благодаря развитию мобильных платежных приложений и технологий бесконтактных платежей.

Повсеместное развитие и совершенствование компьютерных технологий, расширение производства технических устройств и сферы их применения, широкая доступность компьютерной техники, кроме упрощения различных технологических и бытовых процессов, способствуют появлению новых видов преступных посягательств, объектами которых являются информация, информационно-телекоммуникационные ресурсы, а также денежные средства, находящиеся в обращении глобальных и локальных компьютерных сетей.

Для квалификации хищений имеет значение способ совершения преступления, также он имеет важное значение для установления фактических обстоятельств совершенного преступления. Цифровые технологии лишь видоизменяют средства и способы мошенничества.

В настоящее время такие преступные действия квалифицируются как мошенничество по соответствующей части статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), кража с банковского счета по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, либо по ст. 272 УК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации.

Согласно разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», неправомерное завладение денежными средствами, иным чужим имуществом или приобретение права на него путем предъявления (представления) чужих личных или иных официальных документов (например, паспорта, пенсионного удостоверения, свидетельства о рождении ребенка) в зависимости от непосредственного объекта посягательства и иных обстоятельств дела квалифицируется как мошенничество.

Целью злоумышленников является доступ к банковскому счету, что позволяет завладеть информацией о его владельце, балансе и истории операций, а также получить возможность распоряжаться денежными средствами путем их перевода на счета третьих лиц – «дропперов», либо например, для покупки криптовалюты и дальнейшего вывода, чтобы затруднить отслеживание полученной незаконным путем денежной суммы.

Ужесточилось наказание за незаконное получение персональных данных.

Так, Федеральным законом от 31.11.2024 № 421-ФЗ УК РФ дополнен новой статьей 272.1, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконные использование и (или) передачу, сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, а равно создание и (или) обеспечение функционирования информационных ресурсов, предназначенных для ее незаконных хранения и (или) распространения.

Основным условием наступления ответственности, предусмотренной ст. 272.1 УК РФ является одновременное наличие двух составляющих в действиях виновного лица: незаконный способ завладения персональными данными в электронном виде; незаконные действия, связанные с их использованием, хранением и распространением.

За совершение данного деяния предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до трех миллионов рублей. Возможно также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьезное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие последствия.

Помощник прокурора Иркутского района
Григорьева С.Л.

В результате несчастного случая на производстве, произошедшего из-за нарушения требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, это виновное лицо могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Если нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, применяется одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 143 УК РФ):

  • штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 ч;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года.

Дополнительно виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до одного года.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, виновного могут (ч. 2 ст. 143 УК РФ):

  • направить на принудительные работы сроком до четырех лет;
  • лишить свободы на срок до четырех лет.

Дополнительно его могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет (ч. 3 ст. 47 УК РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41).

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть нескольких работников, виновного могут (ч. 3 ст. 143 УК РФ):

  • направить на принудительные работы сроком до пяти лет;
  • лишить свободы на срок до пяти лет.

Дополнительно его могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет (ч. 3 ст. 47 УК РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41).

К ответственности по ст. 143 УК РФ могут привлечь, в частности, руководителя организации, его заместителей, главных специалистов, специалистов службы охраны труда, руководителей отделов и других работников организации, на которых возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41).

Применение судами на основании статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) отсрочки отбывания наказания направлено на обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и заключается в предоставлении осужденному возможности своим поведением доказать исправление без реального отбывания назначенного наказания при условии надлежащего ухода за ребенком, его воспитания и всестороннего развития.

Вопрос об отсрочке исполнения приговора решается судом по ходатайству осужденного, его законного представителя, близких родственников, защитника либо по представлению прокурора.

Федеральным законом от 25.10.2024 № 350-ФЗ внесены изменения в статью 82 УК РФ, регулирующую вопросы отсрочки отбывания наказания. Законом предоставлена возможность суду отсрочить реальное отбывание наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем, осужденным к лишению свободы.

При этом единственным родителем следует считать мужчину в случаях, когда, в частности, мать ребенка признана недееспособной, безвестно отсутствующей, умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав или ограничена в них.

По смыслу закона к лицам, которым может быть отсрочено отбывание наказания по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 82 УК РФ, относятся и усыновители (удочерители) ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

Вместе с тем такая отсрочка не может предоставляться лицам, которые по решению суда ограничены в родительских правах или лишены их, иным близким родственникам ребенка, опекунам.

Корреспондирующие изменения внесены в статью 398 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), предусматривающую возможность отсрочки исполнения приговора судом на определенный срок при беременности осужденной, наличии у нее малолетнего ребенка, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетнего ребенка – до достижения ребенком возраста четырнадцати лет.

Помощник прокурора Иркутского района
Григорьева С.Л.

Федеральным законом от 09.11.2024 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статьи 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации) Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В частности, за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 322.1 УК РФ максимальное наказание увеличено с 7 до 10 лет лишения свободы, а также установлено, что наказание за указанное преступление не может быть ниже 5 лет лишения свободы.

За совершения преступлений, предусмотренных статьями 322.2, 322.3 УК РФ, максимальное наказание повышено с 3 до 5 лет лишения свободы, в связи с чем данные составы преступлений в настоящее время относятся к категории преступлений средней тяжести.

Помимо этого, введена уголовная ответственность за действия по организации незаконной миграции, совершенные организованной группой или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 322.1 УК РФ). Наказание по данным составам преступлений повлечет лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере от 3 до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

Помощник прокурора Иркутского района
Григорьева С.Л.

Ответственность за совершение преступлений против жизни и здоровья человека установлена главой 16 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Вид и размер наказания зависит от характера совершенных действий, умысла и наступивших последствий. Так, за убийство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет (ч. 1 ст. 105 УК РФ), при этом за убийство двух или более лиц, совершенное общеопасным способом, с особой жесткостью, из хулиганских побуждений или при наличии иных обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 105 УК РФ лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет или пожизненного лишения свободы. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ), убийство в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), убийство при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ), либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108 УК РФ) являются привелегированными составами, наказание за совершение которых не превышает 5 лет лишения свободы.

Стоит отметить, что под убийством понимается исключительно умышленное причинение смерти человеку; за причинение смерти по неосторожности предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы. За умышленное причинение потерпевшему легкого вреда здоровью виновный подлежит ответственности по ст. 115 УК РФ (предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет), за причинение вреда средней тяжести - по ст. 112 УК РФ (до 5 лет лишения свободы), за причинение тяжкого вреда здоровью – по ст. 111 УК РФ (до 8 лет лишения свободы даже при отсутствии квалифицирующих признаков).

В случаях, когда умышленные действия лица, направленные на причинение тяжкого вреда здоровью, повлекли смерть потерпевшего, уголовная ответственность виновного наступает по ч. 4 ст. 111 УК РФ, наказание за совершение указанного преступления может быть назначено только в виде лишения свободы сроком до 15 лет.

Также главой 16 УК РФ предусмотрена ответственность за: доведение до самоубийства; склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства; организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства; нанесение побоев при наличии квалифицирующих признаков; нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость; истязание; угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; заражение венерической болезнью; заражение ВИЧ-инфекцией; незаконное проведение искусственного прерывания беременности; неоказание помощи больному; воспрепятствование оказанию медицинской помощи; оставление в опасности.

Защита прав детей, в соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ, является одной из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.

Несовершеннолетние являются наиболее незащищенной категорией граждан из-за их физической, психологической и социальной незрелости.

В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего законоохранительную функцию, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 13.12.2021 № 744 определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Наиболее эффективной защитой прав детей прокурором является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено участие прокурора в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он непосредственно обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних – инициативная форма; когда прокурор вступает в процесс, начатый другими лицами, с целью дачи заключения.

Так, действия прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ).

Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Отдельно необходимо выделить заявления прокурора в защиту нарушенных прав детей-инвалидов об организации надлежащего обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными средствами, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по делам, в том числе, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваемых в рамках административного судопроизводства: об оспаривании нормативного правового акта, нарушающего жилищные права детей-инвалидов, об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

При наличии фактов о нарушении прав несовершеннолетних Вы вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Прокуратура Иркутского района расположена по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 9.

MS Word45x45 Памятка для родителей и детей: "Предупреждение выпадения малолетних детей из окон домов"

 

Защита прав детей, в соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ, является одной из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.

Несовершеннолетние являются наиболее незащищенной категорией граждан из-за их физической, психологической и социальной незрелости.

В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего законоохранительную функцию, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 13.12.2021 № 744 определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Наиболее эффективной защитой прав детей прокурором является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено участие прокурора в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он непосредственно обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних – инициативная форма; когда прокурор вступает в процесс, начатый другими лицами, с целью дачи заключения.

Так, действия прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ).

Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.

Отдельно необходимо выделить заявления прокурора в защиту нарушенных прав детей-инвалидов об организации надлежащего обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными средствами, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по делам, в том числе, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваемых в рамках административного судопроизводства: об оспаривании нормативного правового акта, нарушающего жилищные права детей-инвалидов, об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

При наличии фактов о нарушении прав несовершеннолетних Вы вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.

Прокуратура Иркутского района расположена по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, 9.

Уголовная ответственность за незаконное образование юридического лица установлена ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее – УК РФ).

Фактически данной статьей предусмотрена ответственность за создание «фирм-однодневок», через которые совершаются различные незаконные сделки (например, отмывание и обналичивание денежных средств).

Под незаконным образованием юридического лица понимается образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в регистрирующий орган данных, которые повлекли внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Преступление считается оконченным с момента государственной регистрации, которым признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Уголовной ответственности подлежат физические лица, достигшие возраста 16 лет.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа от 100 000 руб. до 300 000 руб. (или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года),
либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы
на тот же срок.

Частью 2 статьи 173.1 УК РФ предусмотрена ответственность
за совершение тех же действий:

  • Лицом с использованием своего служебного положения;
  • Группой лиц по предварительному сговору (при участии
    в преступлении двух и более лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления);

За совершение деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 173.1 УК РФ, установлено более строгое наказание: штраф в размере от 300 000 руб.
до 500 000 руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет), либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

С 01.01.2025 на территории Иркутской области действуют дифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленные приказом службы по тарифам области от 30.11.2024 № 79-345-спр.

Приказом службы установлены 3 диапазона объемов потребления электрической энергии: первый диапазон 3900 кВт/ч, второй диапазон от 3901 до 6000 кВт/ч, третий – свыше 6000 кВт/ч.

Для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электроотопительными установками применяется повышающий (сезонный) коэффициент 1,8 на период январь – апрель 2025 года. Это значит первый диапазон стал равен 7020 кВт/ч, второй диапазон от 7021 до 10800 кВт/ч, третий – свыше 10800 кВт/ч.

Без ограничения пороговым значением электроэнергия поставляется многодетным семьям и на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

Информацию об оборудовании жилого помещения электроотопительными установками необходимо направлять в адрес организации, с которой потребителем заключен договор энергоснабжения. Для большей части территории Иркутского района это ООО «Иркутскэнергосбыт».

В соответствии с п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, оборудование дома электроотопительной установкой подтверждается техническим паспортом жилого помещения.

Вместе с тем, в случае невозможности изготовления технического паспорта, или отсутствия в техническом паспорте сведений об электроотопительных установках, сбытовой компанией может быть принята «информация о целях потребления коммунальной услуги по электроснабжению» в соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Форму и порядок направления документов и информации потребитель может уточнить на официальном сайте гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также сообщаю, что на период с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года в Иркутской области введен понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электроэнергию для домов с электроотоплением, расположенных населённых пунктах региона. Для жителей, оплачивающих электроэнергию по городскому тарифу (при наличии электроотопления), а также для проживающих в сельской местности стоимость киловатт-часа в первом диапазоне потребления 1,106 руб., во втором диапазоне 1,778 руб., в третьем диапазоне – 3,43 руб.

При этом, на период с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года для населения, проживающего в садоводческих некоммерческих товариществах и огороднических некоммерческих товариществах, находящимися в городских населенных пунктах стоимость в первом диапазоне потребления составит 1,58 руб., во втором диапазоне – 2,54 руб., в третьем диапазоне – 4,9 руб. Для населения проживающего в садоводческих некоммерческих товариществах и огороднических некоммерческих товариществах, находящихся в сельских населенных пунктах стоимость потребления, составит в первом диапазоне потребления 1,106 руб., во втором диапазоне – 1,778 руб., в третьем диапазоне – 3,43 руб.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну представляет гарантированное государством и предоставленное человеку конституционное право контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера, закрепленное статьей 23 Конституции Российской Федерации. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер.

Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Объективную сторону преступления составляют следующие альтернативные действия, выполнение которых образует состав преступления, предусмотренного статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации: 1) собирание и 2) распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Под собиранием сведений о частной жизни лица понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например, путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио-, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения.

Распространение сведений о частной жизни лица представляет собой сообщение (разглашение) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом (в частности, путем передачи материалов или размещения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»).

К ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть привлечено лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Отсутствие подписи сотрудников правоохранительных органов в протоколе об административном правонарушении не является основанием для прекращения дела.

К данному выводу пришел Конституционный суд Российской Федерации при рассмотрении жалобы гражданина о проверке конституционности положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом разъяснено, что отсутствие в протоколе подписи составившего его должностного лица обусловливается, по общему правилу, халатностью (невнимательностью), а не преднамеренным характером его действий (бездействия).

Как следствие, отсутствие подписи не означает, что обстоятельства выявленного административного правонарушения фактически не имели места или изложены (описаны) в протоколе не в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, прекращение дела об административном правонарушении, мотивированное одним лишь отсутствием в протоколе
об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица, расходится с обязанностью государства охранять права потерпевших и обеспечивать им компенсацию (возмещение) ущерба (вреда), причиненного незаконными действиями (бездействием).

При выявлении в процессе рассмотрения дела по существу недостатков, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, суд вызывает лицо, оформившее протокол в целях подтвердить, что именно это лицо его оформило.

13.01.2025 вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Федеральным законом от 13.12.2024 № 459-ФЗ «О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено обязательное нотариальное удостоверение договора дарения недвижимости

Согласно внесенным в п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации изменениям, теперь нотариальному удостоверению подлежит договор дарения недвижимого имущества, заключенный между гражданами.

Предыдущей редакцией федерального закона предусматривалась лишь обязательная государственная регистрация договора дарения недвижимого имущества.

Указанные изменения внесены в целях упрочения гражданского оборота недвижимого имущества, предупреждения нарушения прав сторон по таким сделкам путем применения предупредительных и консультативных функций нотариального удостоверения, выражающихся в проверке законности совершаемой сделки, предупреждении сторон об ее характере, разработке нотариусом проектов удостоверяемых документов с учетом их интересов

В связи с внесенными изменениями следует обратить внимание на то, что несоблюдение требований закона о нотариальном удостоверении сделки дарения влечет ее ничтожность в соответствии с положениями п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Порядок действий работодателя при получении работником инвалидности, а также объем предоставляемых работнику-инвалиду льгот и гарантий зависят от группы инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности, установленной учреждениями медико-социальной экспертизы. Немаловажное значение будут иметь и действия самого работника, который может не сообщить об инвалидности (не представить документы, подтверждающие инвалидность) или отказаться от реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (полностью или в ее части).

Последствиями установления работнику инвалидности могут быть:

1. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Обязанность расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации возникает у работодателя в случае, когда представленные документы об инвалидности содержат сведения о полной неспособности работника к трудовой деятельности.

2. Прекращение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если из рекомендаций, содержащихся в ИПРА, следует, что работник не может выполнять работу в соответствии с занимаемой должностью и нуждается в переводе на другую работу, то работодателю следует руководствоваться статьей 73 Трудового кодекса Российской Федерации. Частью 3 указанной статьи предусмотрены два случая, когда трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) отсутствие у работодателя соответствующей работы;

2) отказ работника от перевода на предложенные должности.

3. Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).

Перевод на другую должность осуществляется в случае, если работник в соответствии с медицинскими документами не может выполнять работу по занимаемой должности, нуждается в переводе на другую работу и согласился на него.

4. Изменение условий трудового договора в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и содержанием ИПРА (ст. 72 ТК РФ).

В некоторых случаях перевод на другую должность не требуется, но определенные условия трудового договора необходимо привести в соответствие с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и содержанием ИПРА, например, продолжительность рабочего времени.

2025-03-25-buklet-peshehod-min.jpg

Федеральным законом от 08.07.2024 N 165-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введены новые штрафы в сфере оборота древесины, которые применимы с 01.01.2025: 

- перевозка древесины или продукции ее переработки на автомобилях без технических средств контроля движения. Штраф для юридических лиц - от 200000 до 400000 руб., для индивидуальных предпринимателей - от 100000 до 200000 руб., для должностных лиц - от 20000 до 40000 руб.;

- непередача в ФГИС ЛК информации о перемещении такого транспорта. Штраф для юридических лиц - от 200000 до 400000 руб., индивидуальных предпринимателей - от 100000 до 200000 руб., для должностных лиц - от 20000 до 40000 руб.;

- непередача в государственный лесной реестр сведений (передача заведомо ложных сведений), в частности, об адресах и владельцах объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Штраф для юридических лиц - от 100000 до 200000 руб., граждан - от 25000 до 50000 руб., должностных лиц - от 50000 до 100000 руб.;

- непередача или несвоевременная передача некоторой информации (передача заведомо ложных сведений) об обороте древесины, которая нужна для формирования отчета о балансе древесины и отчета о древесине и продукции ее переработки. Штраф для юридических лиц  - от 100000 до 200000 руб., индивидуальных предпринимателей - от 7000 до 25000 руб., для должностных лиц - от 5000 до 20000 руб.;

- несоблюдение порядка внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр и требований к их размещению и характеристикам. Штраф для юридических лиц - от 100000 до 200000 руб., индивидуальных предпринимателей - от 50000 до 100000 руб., должностных лиц - от 25000 до 50000 руб.

За повторное совершение первых двух нарушений древесину и транспортные средства могут конфисковать.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Законодателем установлена ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа:

ч. 1 ст. 159.3 УК РФ - мошенничество с использованием электронных средств платежа - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

ч. 2 ст. 159.3 УК РФ - то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

ч. 3 ст. 159.3 УК РФ - деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

ч. 4 ст. 159.3 УК РФ - деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Периоды, включаемые в трудовой стаж, перечислены в статьях 11 (периоды работы) и 12 (иные периоды, засчитываемые в страховой стаж) Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Статьей 14 названного закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 указанного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии Федеральным законом от 01.01.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета на указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии может рассчитываться как по пункту 3, так и по пункту 4.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление продолжительности периодов трудовой деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке.

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает включение в общий трудовой стаж некоторых периодов трудовой деятельности, не предусмотренных пунктом 3 статьи 30 названного закона, а также включение некоторых видов трудовой деятельности в льготном порядке исчисления. Так, в подсчет стажа по пункту 4 статьи 30 включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности (учеба).

Пункт 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, является более льготным и позволяет реализовать право на установление трудовой (страховой) пенсии тем категориям граждан, которые не имели возможности в полной мере приобрести пенсионные права (например, многодетные матери).

Вместе с этим, для граждан, реализовавших свои пенсионные права в полной мере, расчет размера пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 закона № 173-ФЗ зачастую бывает не выгоден.

Майнинг криптовалюты (цифровой валюты) – это получение такой валюты с помощью специального оборудования и программного обеспечения как в форме выпуска криптовалюты, так и в форме платы за подтверждение операций в сети криптовалюты.

Майнинговая деятельность регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Деятельность по добыче криптовалюты будет являться законной лишь в случае соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом, а именно исполнения обязанности состоять в специализированном Реестре лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, если потребитель электроэнергии является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ИП), а также соблюдать лимит потребления энергии, если вы гражданин РФ-физическое лицо (лимит составляет не более 6 000 киловатт-часов в месяц (кВт/мес), при потреблении электроэнергии в объеме меньшем не требуется включения в реестр).

Реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, ведется налоговыми органами на основании Постановления Правительства РФ от 31.10.2024 № 1464 «Об утверждении Правил ведения реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и Правил ведения реестра операторов майнинговой инфраструктуры».

При этом законом установлены дополнительные условия, при которых запрещено заниматься майнинговой деятельностью:

- если потребитель является ИП или юрлицом, не соответствующим требованиям к деловой репутации, например, если руководящие лица юридических лиц имеют неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, преступления против госвласти либо умышленные преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие (ч. 3 ст. 14.2 Федерального закона);

- если организация занимается деятельностью по передаче или производству электроэнергии, торговле ею, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике – то есть сетевые организации, гарантирующие поставщики электрической энергии и иные субъекты электроэнергетики не могут осуществлять майнинговую деятельность;

- если деятельность осуществляется на территориях, на которые распространяется запрет, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1869 (ч. 12 ст. 14 Федерального закона). Постановлением определен Перечень субъектов РФ и отдельных территорий, где вводится запрет на майнинг (в том числе на участие в майнинг-пуле), и сроки его действия, к таким территориям относится Иркутский район: запрет майнинга установлен с 01.01.2025 по 15.03.2025 и в дальнейшем с 15 ноября по 15 марта каждого года вплоть до 2031 года.

За неисполнение установленных требований законодательства о майнинге установлена ответственность, правоохранительные органы и субъекты электроэнергетики ведут постоянную работу по выявлению незаконной майнинговой деятельности, выявление таких нарушений может привести к незамедлительному полному ограничению потребления электроэнергии, например, по инициативе правоохранительных органов, энергосбытовой или сетевой организации и иным санкциям.

На основании изложенного, в целях осуществления законной майнинговой деятельности потребителям электрической энергии (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, превышающим объем потребления 6000кВт/мес.) необходимо принимать меры к включению в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты.

Согласно части 2 статьи 220 Трудового Кодекса Российской Федерации работники детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Обязанность по организации проведения за счет собственных средств предварительных осмотров работников возлагается на работодателя.

Если потенциальный работник самостоятельно оплатил медосмотр, ему необходимо направить работодателю письменное заявление о компенсации стоимости медосмотра и приложить документы, подтверждающие произведенные расходы.

При этом обязанность работодателя возместить гражданину расходы на оплату предварительного медосмотра не зависит от последующего заключения с ним трудового договора. Исключением является случай, когда работодатель направил будущего работника на медосмотр в определенное медучреждение, а соискатель прошел его в другом месте.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости