В связи с продолжающейся специальной военной операцией актуальными остаются вопросы признания безвестно отсутствующими либо объявления умершими ее участников в целях обеспечения прав членов их семей на получение мер социальной поддержки, страховых выплат.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, либо объявлен умершим - если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Кроме того, законом установлено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Между тем, Федеральным законом от 14.04.2023 № 120-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», данными изменениями сокращены сроки, в которые участники специальной военной операции могут быть признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими:
Внесенные в закон изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
В целях подтверждения факта отсутствия гражданина либо пропажи его без вести заинтересованные лица могут представить в суд документы, представленные военным комиссариатом, войсковой частью (извещения, выписки из приказов, справки об обстоятельствах исчезновения).
Что нужно знать родителям и детям.
Согласно статистическим данным МВД России в настоящее время молодые люди (младше 18 лет) все чаще становятся жертвами мошенников: пользуясь неопытностью и доверчивостью детей и подростков, злоумышленники крадут деньги с их карты или со четов родителей. Поэтому важно объяснить молодым людям о подобных случаях и угрозах в реальной жизни, Интернете, социальных сетях и мессенджерах.
Опасность кибермошенничества.
Игры пользуются большой популярностью среди детей и подростков и становится чуть ли не основным времяпрепровождением, но стоит помнить, что в некоторых играх используются внутри игровые покупки и обмен предметами, которые могут стать объектом внимания мошенников. Часто встречаются попытки получить доступ к игровым аккаунтам через фишинговые сайты или обманные сообщения. Детей могут уговорить сообщить данные карты или логины и пароли от аккаунтов или банковских приложений. В игровых сообществах могут появляться лица, вовлекающие несовершеннолетних в противозаконные действия: от распространения незаконного контента до участия в отмывании денег. Некоторые игры включают в себя текстовые и голосовые чаты, где может распространяться противоправный и деструктивный контент.
Как помочь ребенку безопасно играть и потреблять контент в Интернете?
1) Будьте информированными и создайте доверительные отношения с ребенком: интересуйтесь игровой индустрией и любимыми играми вашего ребенка, изучайте отзывы на игры, обсуждайте сюжет и игровые достижения. Ребенок не будет скрывать от вас факты и сам сообщить в случае поступления сомнительных сообщений.
2) Отдавайте предпочтение однопользовательским проектам от крупных студий, так как они практически полностью гарантируют безопасный игровой опыт.
3) Используйте родительский контроль: многие платформы имеют инструменты для ограничения времени игры и контроля общения. Также обязательно учитывайте возрастные ограничения на некоторые игры.
4) Обучайте цифровой грамотности: объясните, что такое безопасные пароли, фишинг и как реагировать на подозрительные сообщения. Не
забудьте обсудить и объяснить спокойно и понятно, что даже в игре нельзя передавать личные данные, пароли и платежные реквизиты.
5) Исключите любую «привязку» платежных систем к игровым аккаунтам.
6) Ограничьте доступ детей к вашим платежным средствам.
Законодательство об исполнительном производстве предусматривает ряд доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. К указанным видам доходов в первую очередь относятся социальные выплаты и иные поступления лицу, связанные с его личностью.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) статьей 101 устанавливает, что взыскание не может быть обращено на 19 видов доходов, среди которых указаны:
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
- ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
- компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде;
- страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
- пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- иные виды доходов. Ознакомиться с полным перечнем доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству можно в тексте статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2419-О, статья 101 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и не предполагает их произвольного применения судами и судебными приставами-исполнителями.
При поступлении денежных средств на счет лица, банк присваивает специальный код указанным денежным средствам, в зависимости от источника их поступления (например, для зарплаты и для пенсии коды будут разными). После получения банком или иной кредитной организацией постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в банке или иной кредитной организации, банк или иная кредитная организация руководствуются указанными кодами при удержании денежных средств.
Таким образом, следует учесть, что при совершении операций с денежными средствами, находящимися на счету в банке или иной кредитной организации, код указанных средств будет меняться, как следствие при объединении на одном счете средств, подлежащих взысканию и не подлежащих взысканию приведет к объединению кодов. Следовательно, целесообразнее иметь отдельный счет, используемый специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ выплат.
Кроме того, следует иметь в виду, что оспорить арест банковского счета на основании указанной нормы можно только в том случае, если счет был открыт специально для перечисления физическому лицу указанных в перечне выплат. Если помимо них на счет приходят другие средства, арест будет признан законным.
Основы государственного регулирования отношений, связанных с особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 275-ФЗ лица, виновные в нарушении норм в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
С 1 марта 2025 года уточнена административная ответственность за нарушения по государственному оборонному заказу. Внесенными изменениями все составы административных правонарушений объединены в новую ст. 7.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Так, данной статьей предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:
Нарушение порядка определения начальной максимальной цены контракта при размещении государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 7.30.3 КоАП РФ);
Правом рассмотрения дел по указанным составам административных правонарушений наделена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Таким образом, российское законодательство формирует комплексный многоуровневый механизм правового принуждения, направленный на обеспечение законности и дисциплины при исполнении государственного оборонного заказа.
Сегодня номер мобильного телефона – это ключ ко всему: банковским приложениям, электронным госуслугам, данным о недвижимости, социальным сервисам и личной информации. Мошенники это понимают, поэтому все чаще используют сим-карты в своих схемах. Они представляются сотрудниками компаний-операторов сотовой связи, пугают блокировкой номера, требуют "продлить договор", манипулируя страхами и эмоциями людей.
Наиболее распространенными схемами являются следующие:
Схема № 1: "Продление договора обслуживания"
Популярный прием мошенников – звонок от псевдопредставителя оператора связи, уверяющего пользователя в необходимости срочной процедуры продления договора.
Действуя по этом схеме, мошенники обычно просят: передать паспортные данные; продиктовать коды из СМС; зайти в Госуслуги или банковское приложение; перевести деньги на "безопасный счет" или передать курьеру.
Люди боятся возможной блокировки номера и передают свои личные данные, включая секретные коды, злоумышленникам. Результаты предсказуемы: стремительное исчезновение денег со счета или включение в цепочку криминалистических махинаций.
Как себя защитить. Лучше воздержаться от беседы, если неожиданно предлагают поторопиться с принятием решения. Настоящий договор мобильной связи бессрочен и не подразумевает ежегодного обновления. Желательно самому связаться с оператором по известным номерам, размещенным на официальном ресурсе, чтобы снять все сомнения.
Схема № 2: "Замена карты через СМС"
Еще один распространенный метод мошенничества – отправка поддельных СМС-сообщений с предложениями заменить банковскую карту или подключить дополнительные услуги. Сообщения включают вредоносные ссылки на фишинговые сайты, где пользователь вынужден вводить свои данные, что приводит к краже важной информации.
Как себя защитить. Категорически не следует переходить по ссылкам из подозрительных сообщений. Целесообразно проверять источник СМС, сопоставляя полученную информацию с официальными каналами связи банка или оператора.
Схема № 3: "Оформление кредита чужими руками"
Это более сложный сценарий, в котором мошенники проникают в учетную запись пользователя на портале госуслуг и приступают к оформлению займов или кредитов на чужое имя. Подобный случай трудно обнаружить на начальном этапе, ведь мошенники меняют персональные данные и адреса доставки.
Как себя защитить. Стоит систематически проверять состояние своих профилей на сайтах банков и государственных сервисов. Крайне желательно включить двухфакторную аутентификацию, чтобы повысить трудность вторжения в аккаунт. Кроме того, сейчас пользователям доступно установление самозапрета на оформление кредитов.
Важность соблюдения простых мер безопасности:
-отвязывать старые телефонные номера от важных аккаунтов, особенно банковских приложений и портала госуслуг;
-регулярно проверять активность на личных сервисах и менять пароли при малейших подозрениях;
-обращаться к операторам связи для расторжения контрактов на телефоны, которыми вы больше не пользуетесь.
Отправлять смс с кодом во время звонка запрещено!
1. С 01.06.2025 начал действовать Федеральный закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ, направленный на защиту граждан от киберпреступников. Документ включает две ключевые меры: 1. Запрет на отправку СМС-сообщений с подтверждающими кодами во время активного телефонного разговора абонента. Это значит, что уведомления от госуслуг или банков с важными шифрами поступят на смартфон только после завершения звонка. Это касается и смены пароля на госуслугах. Если абонент совершает или принимает вызов, одноразовый пароль для подтверждения изменения доступа в аккаунт временно не отправляется, чтобы исключить вероятность перехвата данных мошенниками. Особенно важна эта мера при атаках с применением методов демонстрации экранов устройств.
2. Полный запрет на общение с гражданами и клиентами через иностранные мессенджеры. Организации, банки, операторы связи, маркетплейсы и госструктуры не могут использовать приложения иностранных разработчиков для рассылки сообщений и взаимодействия с населением. Сообщения от государственных органов или кредитных организаций, приходящие через иностранные сервисы, считаются признаками мошенничества.
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.