В 2025 году вступают в силу изменения в законодательство о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), которые направлены на повышение прозрачности расчетов с потребителями и эффективности контроля, а также упрощение процедур регистрации (перерегистрации) ККТ.
Так, с 1 марта в 2 раза сократят сроки оказания налоговой службой услуг по процедурам регистрации ККТ – с десяти до пяти рабочих дней. Вводится новое основание для снятия налоговым органом ККТ с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя. Таким основанием может стать непредставление налоговому органу доступа к ККТ при проверке, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе. При этом повторная регистрация допускается после предоставления налоговому органу доступа к указанной контрольно-кассовой технике.
Изменится порядок выдачи расчетных документов в сфере общественного питания. Заведения общественного питания будут обязаны выдавать клиенту распечатанный на бумаге кассовый чек до момента расчета. Этот документ подтвердит предстоящий прием денег за услугу. Новые правила позволят упорядочить процесс расчетов и повысить прозрачность операций в сфере общественного питания.
Законодательные изменения затронут деятельность индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере образования и спорта. Так, от применения ККТ с 1 марта освобождаются индивидуальные предприниматели с лицензией на образовательную деятельность, если это их основной вид деятельности, а также тренеры, для которых работа в области спорта является основной.
В 2025 году изменится перечень продавцов, имеющих право продавать товары на рынках, ярмарках и в выставочных комплексах без применения онлайн-касс. С 1 марта к данной категории хозяйствующих субъектов будут относиться:
Законодательными изменениями вводится обязанность по ежемесячной проверке Управляющими компаниями наличия зарегистрированной (перерегистрированной) ККТ у арендаторов по адресу места нахождения рынка. Если официальная регистрация отсутствует, продавец получает уведомление об этом и не допускается на торговое место до устранения нарушения. Срок устранения - 15 дней. В противном случае договор о предоставлении места для торговли на рынке расторгается в одностороннем порядке. Эта норма также начинает действие с 1 марта.
Более подробно с информацией о применении ККТ можно ознакомиться на промостраницах сайта ФНС России «Контрольно-кассовая техника» и «Отраслевые проекты». По вопросам можно обратится в Контакт-центр ФНС России по телефону: 8 800 222-2-222 или в отдел оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, д. 55, каб. 105. Контактный телефон (3952) 43-79-56, добавочные: 2604, 2605, 2606, 2607, 2608, 2609.
Налогоплательщик вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета (ЕНС), путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) (ст. 78 НК РФ). Для этого в электронной форме (по ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика») необходимо направить в налоговой орган по месту своего учета заявление, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Форма и формат заявления утверждены ФНС России.
Зачет денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, налоговый орган осуществляет не позднее дня, следующего за днем поступления заявления о зачете переплаты.
Для успешной обработки заявления необходимо правильно заполнить его реквизиты: КБК, ОКТМО, срок уплаты налога (в соответствии со ст. 57 НК РФ), который на дату подачи заявления еще не наступил. При этом если срок уплаты налога выпадает на выходной или праздничный день, то он переносится на ближайший рабочий.
В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик вправе подать заявление об отмене зачета положительного сальдо ЕНС в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, произведенного налоговым органом по его заявлению. Заявление об отмене зачета направляется в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» в налоговый орган по месту учета, куда ранее направлялось заявление о зачете переплаты. В нем нужно корректно заполнить следующие реквизиты: дату заявления о зачете; сумму, указанную в заявлении; КБК; ОКТМО; срок уплаты налога, отраженный в заявлении о зачете; сумму, на которую отменяется зачет.
При отмене зачета ранее зачтенная сумма последовательно, начиная с сумм, зачтенных в счет уплаты конкретного налога с наиболее ранним сроком уплаты, признается ЕНП и будет отражена в сальдо ЕНС не позднее следующего рабочего дня после подачи заявления. При этом если сумма положительного сальдо зачтена по какому-то иному основанию, отменить зачет не получится.
Так, например, не получится отменить зачет, если суммы зачтены в счет исполнения решений налоговых органов о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений или автоматически зарезервированы налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате НДФЛ, страховых взносов на основании представленных уведомлений об исчисленных суммах налогов и взносов до срока уплаты.
Кроме того, при наличии у налогоплательщика - физического лица налогового уведомления, сумма, формирующая положительное сальдо его ЕНС, признается зачтенной в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате указанных в налоговом уведомлении налогов (п. 8 ст. 78 НК РФ). Отмена такого зачета НК РФ не предусмотрена. Однако в соответствии с законодательством такая переплата может быть направлена на погашение задолженности по иным налогам, сборам, страховым взносам соответствующего лица.
Налоговые ставки и льготы устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
- по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;
- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.
С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/) либо обратившись в налоговые органы или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Межрайонная ИФНС России № 24 по Иркутской области обращает внимание налогоплательщиков на правила заполнения реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Неверно оформленные платежные документы Управление Федерального казначейства по Тульской области относит в разряд невыясненных поступлений, что приводит к невозможности отражения таких платежей в информационных ресурсах налоговых органов и образованию задолженности, а также применению штрафных санкций.
Самой распространенной ошибкой является неверное указание реквизита «Номер счета получателя». Плательщики часто ошибаются в количестве нулей в его номере.
Обращаем внимание! Номер счета получателя должен содержать 20 цифр и заканчиваться на два нуля.
Реквизиты для заполнения платежных документов:
Наименование банка получателя средств: Отделение Тула Банка России//УФК по Тульской области г. Тула;
БИК банка получателя средств (БИК ТОФК): 017003983;
Номер счета банка получателя средств: 40102810445370000059;
Получатель: Казначейство России (ФНС России);
ИНН 7727406020
КПП 770801001
Номер счета получателя средств: 03100643000000018500.
Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговом органе или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.
Транспортный налог.
Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/);
2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 10 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей для налогового периода 2023 года;
3) наличие иных оснований (например, в результате утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, и т.п.).
Земельный налог.
Рост налога может обуславливаться следующими причинами:
1) изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/);
2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, вследствие изменения характеристик земельного участка (вида разрешенного использования, категории земель, площади), притом что отсутствуют основания для применения ограничения роста налоговой базы, предусмотренного пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
3) наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от органов Росреестра и т.п.).
Налог на имущество физических лиц.
Рост налога может обуславливаться изменением налоговых ставок или отменой льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения). С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации регулярные платежи за пользование недрами относятся к неналоговым доходам, следовательно, входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых при пользовании недрами.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации такие платежи не входят в состав Единого налогового платежа и должны уплачиваться на конкретный код бюджетной классификации (КБК) 18211202030011000120 с ОКТМО по месту нахождения участка недр.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.
В случае уплаты регулярных платежей путем перечисления на КБК ЕНП денежные средства не могут быть зачтены/уточнены в счет уплаты начисленного платежа, что может привести к образованию задолженности. В этом случае налоговый орган вправе принять соответствующие меры взыскания.
Соблюдение простых правил при оформлении документов для уплаты платежей, не входящих в ЕНП, поможет избежать образования задолженности.
Налоговые уведомления, направленные в 2024 г., содержат расчет налогов на имущество физических лиц за налоговый период 2023 года (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в которых налоги на имущество физических лиц на налоговый период 2023 года не введены).
При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения.
Транспортный налог
- при расчете налога применен сформированный Минпромторгом России Перечень (https://minpromtorg.gov.ru/docs/list/?pdfModa1ID=66d31fb1-06db-4b83-8e4c-36042fed9b80&fileModa1ID=d15b8fe2-4a36-459a-b316-2b001b5c1a18) легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб. за 2023 год, размещенный на официальном сайте Минпромторга России (для налогообложения с применением повышающего коэффициента 3 используются позиции Перечня для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. до 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, и средней стоимостью от 15 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет);
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/).
Земельный налог
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/);
- применены ограничения роста налоговой базы в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2023 (в т.ч. в результате проведения в 2022 г. нового тура государственной кадастровой оценки земель и утверждения его результатов) для расчета налога за налоговый период 2023 года применена кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 01.01.2022, за исключением случаев, если кадастровая стоимость земельного участка увеличилась вследствие изменения его характеристик.
С информацией о кадастровой стоимости земельного участка можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости в МФЦ или на официальном сайте Росреестра.
Налог на имущество физических лиц
- для расчета налога за налоговый период 2023 года применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, при этом для исчисления налога использованы коэффициенты:
10-типроцентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения);
0.6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости – применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, кроме гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения);
0.6 (в 2023 году был 0.4) – для г. Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (городов федерального значения) по месту нахождения объектов налогообложения. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/).
Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговом органе или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
С 2023 года налогоплательщики, используя Единый налоговый счет (ЕНС), перечисляют все налоговые платежи в Казначейство России (ФНС России). В связи с введением ЕНС, установлен и единый срок предоставления отчетности в налоговый орган по месту постановки налогоплательщика на учет и нахождения имущества.
Не позднее 25-го числа месяца, в котором наступает срок отчетности, нужно сдать декларации, а при уплате авансовых платежей - подать уведомление: оно может быть одно обо всех исчисленных суммах (включая все обособленные подразделения). Уведомление содержит всего 5 реквизитов (КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период и сумму). В «Личном кабинете налогоплательщика» процесс формирования уведомления автоматизирован (из перечня необходимо лишь выбрать обязательства, по которым вносится аванс, сумму и указать отчетный период). Данный документ надо подписать КЭП и отправить в инспекцию.
Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ установлены особые сроки представления уведомления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами. Организации и индивидуальные предприниматели, исполняющие обязанности налогового агента по НДФЛ, в уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, представляемом в срок, не позднее 25 числа, указывают в отношении сумм налога на доходы физических лиц информацию об исчисленных и удержанных ими суммах указанного налога за период с 1-го по 22-е число текущего месяца. В отношении сумм налогов на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами за период с 23-го числа по последнее число текущего месяца, указанные организации и ИП представляют уведомление об исчисленных суммах не позднее 3-го числа следующего месяца, в отношении сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных за период с 23 декабря по 31 декабря, - не позднее последнего рабочего дня календарного года.
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2024 №259-ФЗ (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080089?pageSize=100&index=1) лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, а также члены их семей (в том числе погибших участников), имеют право на льготу по налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды начиная с 2022 года. При этом сведениями о данной категории граждан обладают только соответствующие уполномоченные органы - военные ФОИВ, которые должны представить их налоговикам. Перерасчеты налога за 2022 – 2023 годы налоговая служба выполнит автоматически в беззаявительном порядке после их получения. С 2025 года военные ФОИВ направляют информацию об указанных гражданах за прошедший период ежегодно до 1 марта.
От налогообложения освобождается один объект недвижимого имущества каждого вида: квартира, часть квартиры или комната, жилой дом или часть жилого дома, помещение или сооружение хозяйственное строение или сооружение, гараж или машино-место.
Вместе с тем, за участниками СВО и членами их семей при наличии подтверждающих документов сохраняется право получения освобождения от налога на основании заявления о льготе или заявления о перерасчете ранее исчисленных сумм налога. Заявление о предоставлении льготы можно представить в любой налоговый орган, направить через МФЦ (https://mfc38.ru) или через «Личный кабинет налогоплательщика» (https://lkfl2.nalog.ru/lkfl/login).
Налогоплательщик обязан самостоятельно в установленный законодательством срок исполнять обязанности по уплате налогов и взносов (п. 1 ст. 45 НК РФ). Если уплата не произведена вовремя на едином налоговом счете (ЕНС) налогоплательщика образуется отрицательное сальдо, наличие которого является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности (ст. 69 НК РФ).
Требование направляют всем налогоплательщикам - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по единой форме. В нем содержится информация о сумме задолженности на момент направления требования (по налогам, авансовым платежам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам), указан срок исполнения обязанности и меры по взысканию, которые будут предприняты налоговой службой при неисполнении требования. Данный документ формируется один раз и подлежит исполнению до образования положительного или нулевого сальдо ЕНС. Направление отдельного требования по результатам мероприятий налогового контроля, а также уточненных требований не предусмотрено. Обращаем внимание, что требование считается исполненным в случае уплаты задолженности в размере отрицательного сальдо на дату его исполнения.
Требование об уплате задолженности могут вручить налогоплательщику лично, направить заказным письмом, в электронной форме - по телекоммуникационным каналам связи или через «Личный кабинет налогоплательщика». Также граждане (физические лица) могут получать налоговые уведомления и требования через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), предварительно направив уведомление из него о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме через ЕПГУ.
МИФНС России № 24 по Иркутской области (Долговой центр).
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.