Правовое просвещение

Леса это один из основных видов растительного покрова Земли. В современных условиях на первый план выдвигается экологическое значение лесов. Они, являясь комплексом экологической системы России, выполняют важнейшие экологические функции: климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, оказывают благотворное влияние на климат, предохраняют почву от ветровой и водной эрозии, служат источником пополнения атмосферы кислородом, фильтруют отходы производства и очищают воздух, являются средой обитания животных, способствуют укреплению здоровья населения, удовлетворяют эстетические потребности человека.

Одним из способов причинения вреда лесам является уничтожение или повреждение насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. За данные действия, при наличии определенных признаков, предусмотрена административная ответственность по ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Первая часть указанной статьи предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах; вторая за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра; третья - нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров; четвертая за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Ужесточение административной ответственности влечет нарушение требований пожарной безопасности повторно, а также в условиях особого противопожарного режима. Последний устанавливается решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

К ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах могут быть привлечены как физические лица, так и юридические, должностные.

Наиболее часто применяемым видом наказание за нарушение правил пожарной безопасности является штраф. В определенных случаях в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть применено административное приостановление деятельности.

Кроме того, с лица, виновного в возникновении лесного пожара, подлежит взысканию причиненный лесам ущерб. Расчет ущерба, причиненного лесам вследствие воздействия лесных пожаров, осуществляется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Ответственность лиц, причинивших ущерб лесному фонду в результате пожара, предусмотрена также Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ).

Частью 1 статьи 261 УК РФ предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. За данные деяния виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Более строгая мера ответственности согласно ч. 2 ст. 261 УК РФ предусмотрена в случае, если вышеуказанными деяниями причинен крупный ущерб.

Часть 3 ст. 261 УК РФ устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия. Санкция вышеуказанной нормы содержит следующие виды наказания: штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет либо лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

Указанные деяния влекут применение более строгих мер наказания в случае причинения крупного ущерба.

Кроме того, привлечение к ответственности виновного лица за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред пожаром материальный ущерб.

Право на возмещение имущественного и морального вреда направлено на защиту прав и законных интересов лица, потерпевшего от преступного посягательства. Гражданский иск в уголовном процессе является одним из средств устранения преступных последствий. Согласно ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

В случае нарушения имущественных прав гражданина, к примеру, хищение или повреждение имущества, непосредственно преступлением, заявленный им гражданский иск может быть рассмотрен совместно с уголовным делом.

Моральным вредом считаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, с учетом фактических обстоятельств преступления и др. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно положениям ст. 250 УПК РФ в судебном разбирательстве участвуют гражданский истец, гражданский ответчик и (или) их представители. Суд вправе рассмотреть гражданский иск в отсутствие гражданского истца, если: об этом ходатайствует гражданский истец или его представитель; гражданский иск поддерживает прокурор; подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском. В остальных случаях суд при неявке гражданского истца или его представителя вправе оставить гражданский иск без рассмотрения.

Гражданский иск в рамках уголовного дела должен быть подан в суд до окончания судебного следствия. В случае, если такая возможность упущена, за потерпевшим сохраняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства. В случае оставления судом гражданского иска без рассмотрения за гражданским истцом также сохраняется право обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Прокуратура Иркутского района

На сегодняшний день в Российской Федерации распространенно мошенничество в сфере социальных выплат, это связано непосредственно с расширением данной сферы, размером выплат, однако, вместе с ними возрос и интерес мошенников. Мошенничество с деньгами, а конкретно методами их противоправного получения относится к уголовно-наказуемым действиям. Статья 159.2 УК РФ регламентирует ответственность за хищение в сфере социальных выплат, в такому роду мошенничества относят сознательное хищение денежных средств во время получения установленных законом социальных выплат, субсидий, пособий или компенсаций.

Ответственность предусмотрена не только за незаконное получение выплат, но и услуг, оказываемых за счет государства, речь идет о причинении ущерба федеральному, региональному, муниципальному бюджету, внебюджетным государственным фондам, к каким относится Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. Так что подразумевается под «незаконным получением выплаты»? Это выплата, полученная путем обмана, например, через подачу заведомо ложных и недостоверных сведений об обстоятельствах, дающих право на социальную выплату.

Можно рассмотреть как активный, так и пассивный обман.

Активный обман – предоставление в органы исполнительной власти, учреждения, уполномоченные принимать соответствующие решения о назначении социальных выплат, заведомо ложных или недостоверных сведений о фактах, влекущих получение указанных выплат.   

Пассивный обман – умолчание о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, в этом случае какое-то время граждане получают выплату законно, но в последующем теряют право на ее получение в силу жизненных обстоятельств, однако, умалчивают об этом и продолжают получать денежные средства от государства.   

Одним из популярных сфер для осуществления мошеннических действий является материнский капитал. Мошенники предлагают следующие схемы с использованием материнского капитала: обналичивание денежных средств (получить материнский капитал по закону нельзя), заключение фиктивного договора купли-продажи с родственниками или знакомыми, оформление капитала посторонними лицами (в этом случае семья, кому действительно принадлежит материнский капитал, признается потерпевшей), а в остальных случаях – преступниками.

Стоит обратить внимание и на то, что субъектом мошеннических действий при получении социальных выплат может стать физическое лицо, достигшее 16 лет. Наказание при совершении преступлений, связанных с мошенническими действиями при получении выплат достаточно суровое, вплоть до лишения свободы на длительный срок.

Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон № 52-Ф3) определено, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Животный мир является совокупностью живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы.

Статьей 55 Федерального закона № 52-Ф3 предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную и уголовную ответственность.

Административная ответственность за нарушения законодательства в области охраны и использования животного мира и среды их обитания наступает за такие правонарушения как: уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.33 КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП РФ), нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 КоАП РФ) и другие.

К примеру, статьёй 8.29 КоАП РФ за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа для граждан от 300 до 500 руб.

Санкцией ст. 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа: для граждан от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.; для юридических лиц от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.

Помимо административной ответственности за нарушения законодательства в области охраны и использования животного мира и среды их обитания предусмотрена уголовная ответственность (ст. 256 УК РФ, ст. 258 УК РФ, ст. 358 УК РФ).

Так, ч. 1 ст. 258 УК РФ за незаконную охоту, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба (более 40 тыс. руб.); с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, предусмотрена уголовная ответственность:

- штраф в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;

- исправительные работы на срок до 2-х лет;

- лишение свободы на срок до 2-х лет.

В случае, если вышеуказанное деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб (более 120 тыс. руб.), наступит следующая ответственность:

- штраф от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет;

- лишение свободы на срок от 3-х до 5-и лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Под несакционированной свалкой понимаются территории (земельные участки), не предназначенные для размещения отходов, но на которых расположены отходы производства и потребления, а также иные отходы.

Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов производства и потребления на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров.

Нарушение требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 3, 12 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за организацию несанкционированной свалки предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо административной ответственности, к нарушителям могут быть применены и меры уголовной ответственности, если захоронение опасных отходов причинило существенный вред здоровью человека или окружающей среде, а также в случаях создания угрозы такого причинения (ст. 247 УК РФ). Максимальное наказание за преступление, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, составляет 8 лет лишения свободы (ч. 3 ст. 247 УК РФ).

Борьба с наркотиками и наркопреступностью становится все более актуальной в последнее время. Использование наркотических веществ наносит серьезный ущерб внутренним органам человека, включая мозг, печень, почки, сердце и нервную систему.

Люди, злоупотребляющие наркотиками, обычно имеют сокращенную продолжительность жизни на 10 лет в среднем. В семьях, где родители употребляют наркотики, чаще всего рождаются дети с отклонениями в психическом и физическом развитии по сравнению с детьми из здоровых семей. Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за сбыт наркотических веществ.

Так статьей 228.1 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. 

Незаконное производство наркотических средств означает создание этих веществ без соблюдения законов Российской Федерации. Это может включать в себя производство из растений, химических веществ и других материалов с применением специального оборудования, а также изготовление наркотиков в специально подготовленных помещениях или их упаковка в партии для распределения.

Под сбытом наркотиков понимается незаконная деятельность, направленная на продажу, дарение, обмен, выплату долга, передачу взаймы или как-то еще передачу наркотиков другому человеку (приобретателю). Эта передача может происходить разными способами, включая прямую передачу, сообщение о месте их хранения или даже введение в оговоренном месте.

При этом под незаконной пересылкой понимаются действия, направленные на перемещение наркотических средств адресату. Например, через почту, посылку, багаж, используя почтовые услуги, самолет или другой вид транспорта. Это также включает случаи, когда человек не знал о том, что пересылается, и не сговаривался с отправителем.

Деяние, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ квалифицируется как оконченное преступление с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем.

 За незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств предусмотрена уголовная ответственность от 4 до 20 лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Гражданин, которому назначено административное наказание в виде штрафа за правонарушение, и который оплатил штраф до того момента, как постановление о наказании стало законным, считается подвергнутым этому наказанию с момента вступления в силу этого постановления и до истечения одного года после оплаты штрафа.

При определении, считается ли человек подвергнутым административному наказанию согласно статье 4.6 КоАП РФ, необходимо установить точный момент завершения исполнения постановления о назначении административного наказания. При рассмотрении статьи 4.6 КоАП РФ для определения подвергнуто ли лицо административному наказанию, важно учесть момент завершения исполнения постановления, с учетом статьи 31.9 КоАП РФ о сроках давности исполнения наказания.

Если в течение двух лет после вступления в силу решения о наложении административного штрафа нет информации о его уплате и нет данных о перерыве в этом сроке, то датой окончания исполнения решения будет считаться день, когда прошло два года с момента вступления этого решения в законную силу, независимо от даты принятия решения о завершении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. В таком случае, человек считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года с этой даты.

Если гражданин вновь совершает то же правонарушение до истечения срока предыдущего наказания, это усугубляет административную ответственность и в некоторых случаях влечет уголовную ответственность.

Незаконная миграция – въезд в Российскую Федерацию, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением российского законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.

Порядок пересечения Государственной границы РФ установлен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ.

Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории России в качестве трудовых мигрантов, находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным.

Уголовная ответственность за преступления в сфере незаконной миграции предусмотрена статьями 322-322.3 Уголовного Кодекса РФ.

Статьями 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса РФ устанавливается ответственность за фиктивную регистрацию гражданина России по месту пребывания или жительства в жилом помещении в Российской Федерации, за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Указанные деяния наказываются штрафом от ста до пятисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с возможностью назначения дополнительного наказания в виде запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Законом предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьями 322.2, 322.3, если они способствовали раскрытию данных преступлений и в их действиях не содержится состава иного преступления.

Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрены обязательства родителей по уплате алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей, закреплен порядок, размер и способы исполнения такого рода обязательств.

Федеральными законами от 30.12.2021 №№ 479-ФЗ, 499-ФЗ в статьи 5.35.1 КоАП РФ, 157 УК РФ внесены изменения. Теперь к административной и уголовной ответственности можно привлечь неплательщиков алиментов, если есть любой долг по алиментам. Основанием считается неуплата суммы, установленной решением суда или нотариальным соглашением. Частичные переводы средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей не позволят уйти от ответственности недобросовестных должников.

Федеральный закон от 30.12.2021 г № 479-ФЗ в прежнюю формулировку добавил: «в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением». Такие поправки позволяют привлекать к ответственности тех, кто частично уплачивает алименты.

Наказать могут обязательными работами на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере 20 000 рублей.

Аналогичные изменения внесли в примечание к статье 157 УК РФ. Эта норма касается тех, кто неоднократно уклонялся без уважительных причин от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних, а также нетрудоспособных детей старше 18 лет и родителей. До внесенных поправок уголовная ответственность была предусмотрена лишь в случаях, если родитель неоднократно не платил алименты без уважительных причин со дня возбуждения исполнительного производства. В настоящее время уточнено, что уголовное дело в отношении неплательщика могут возбудить, даже если выплаты были не в полном размере.

ПРОКУРАТУРА ИРКУТСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ

ПОРЯДОК УВЕДОМЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ОБ ОТКЛЮЧЕНИИ (ПОЛНОМ ОГРАНИЧЕНИИ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ) ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Нередкой является ситуация, при которой потребителю энергоснабжающей организацией направляется уведомление о предстоящем отключении электроэнергии (полном ограничении режима потребления), при этом важно знать способы, определенные законом или договором для направления таких уведомлений.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила).

Правила определяют, что полным ограничением режима потребления является ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с указанными Правилами.

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством:

- направления СМС-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре;

- посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре;

- посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации;

- посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В случае, если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом (п. 8 Правил).

При этом важно учитывать, что потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно.

Вместе с тем законодателем предусмотрены случаи, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя:

- при возникновении или угрозы возникновении аварийной ситуации;

- при возникновении стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий;

- в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

- в случае использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;

- в случае получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги.

Таким образом, уведомление потребителя о предстоящем отключении электроэнергии (приостановления подачи электроэнергии) направляется строго определенными способами, осуществляется однократно и влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством об электроэнергетике.

24.06.2023 в силу вступил Федеральный закон от 24.06.2023 № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции»

Данным Федеральным законом установлены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.

Данные гарантии распространяются на отдельные категории осужденных, а также на лиц, совершивших преступления, в случае их призыва на военную службу по мобилизации или в военное время, заключения в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Установлено, что освобождение от уголовной ответственности и погашение судимости рассматриваемой категории лиц является возможным в связи с получением государственной награды либо в связи с увольнением с военной службы по отдельным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Осуществление контроля за поведением лиц, предварительное следствие в отношении которых приостановлено и освобожденных от наказания условно возложено на командование воинских частей (учреждений).

 Буллинг – систематическое издевательство, травля, агрессивное преследование, публичные оскорбления, угрозы применения насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство, в том числе с использованием сети «Интернет».

Совершение указанных действий влечет привлечение к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе потребовать в судебном порядке опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.

В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ если такими действиями гражданам причинены физические и нравственные страдания суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не несут ответственность в соответствии с требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители (законные представители). С наступлением 14-летнего возраста несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, влечет привлечение лица, достигшего 16-летнего возраста, к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.61 КоАП РФ.

Совершение вышеуказанных действий, повлекшее доведение лица до самоубийства (покушение), влечет привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 110 УК РФ (доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего). Совершение таких действий в отношении несовершеннолетнего или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Согласно семейному законодательству родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

Таким образом, участие одного из родителей (законного представителя, опекуна, попечителя) является обязательным при составлении протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего лица.

Нарушение процедуры составления административного протокола влечет прекращение производства по административному делу и, как следствие, освобождение лица от административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ на водоохранных зонах, т.е. территориях, которые примыкают к береговой линии рек, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек зависит от их протяженности и устанавливается от их истока для рек протяженностью:

 – до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

– от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

– от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

В целях охраны водного объекта законом установлены режимные ограничения в границах водоохранных зон и допустимые виды воздействия.

Так, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом необходимо учитывать, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы такого водного объекта составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженностью от истока до устья не более чем десять километров, для которых ширина береговой полосы составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства.

Однозначного ответа на вопрос каким должно быть расстояние от уреза воды до постройки в законодательстве нет, т.к. такое расстояние зависит от множества факторов, в том числе ширины береговой полосы, ширины или радиуса водоохранной зоны, назначения постройки, наличия на объекте сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод и т.д.

В границах водоохранных зон запрещаются:

– строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

– хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов.

Западно-Байкальская межрайонная
природоохранная прокуратура

Биологическими отходами являются трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

Биоотходы классифицируются как умеренно опасные и особо опасные. В свою очередь, к особо опасным относятся биологические отходы, зараженные возбудителями болезней животных.

Обращение с биологическими отходами должно осуществляться в соответствии с требованиями ветеринарных правил, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 26.10.2020 № 626.

Утилизация умеренно опасных биологических отходов производится путем сжигания в специальных установках.

Захоронение таких биологических отходов допускается в исключительных случаях в скотомогильниках и биотермических ямах, при этом их строительство и ввод в эксплуатацию должны быть осуществлены до 31 декабря 2020 года.

Утилизация опасных биологических отходов должна производиться только путем их сжигания.

За нарушение ветеринарных правил при обращении с биоотходами предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

 – на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей;

– на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей;

– на индивидуальных предпринимателей – от 40 до 50 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 500 до 700 тысяч рублей.

Также предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Западно-Байкальская межрайонная
природоохранная прокуратура

Жилой дом считается построенным незаконно, если он возведен (создан) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо дом возведен (создан) без необходимых на то в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения (создания) жилого дома и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ).

Получение разрешения на строительство в целях строительства жилого строения на садовом земельном участке не требуется.

В настоящее время также не требуется получение разрешения для строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства. Однако для этого необходимо направить уведомление о планируемом строительстве (реконструкции) в уполномоченные органы. При этом жилой дом должен соответствовать установленным предельным параметрам разрешенного строительства.

За незаконное строительство жилого дома предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.

Незаконно возведенный жилой дом подлежит сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями построившим его лицом или за его счет, а при отсутствии сведений о таком лице - правообладателем земельного участка, на котором возведен жилой дом (или за его счет), кроме следующих случаев (п. п. 2, 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ):

- право собственности на него признано в установленном законом порядке;

- снос жилого дома или приведение его в соответствие с установленными требованиями осуществляются в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Кроме того, в случае невыполнения обязанности по сносу незаконно построенного жилого дома или приведению его в соответствие с установленными требованиями земельный участок, на котором возведен такой дом, может быть изъят у собственника.

За строительство жилого дома на земельном участке при отсутствии прав на него предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, влекущая наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, в случае, если она определена, либо при ее отсутствии административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч руб.

 В случае, если незаконное строительство жилого дома нарушает права и законные интересы других граждан, они вправе:

- обратиться в суд с исковым заявлением о сносе самовольной постройки за счет средств лица, возводившего жилой дом, при наличии нарушений иных граждан( в том числе собственников смежных земельных участков);

- обратиться с жалобой в администрацию муниципального образования, прокуратуру.

Дачной амнистией является упрощенный порядок оформления прав граждан на определенные объекты недвижимости, в том числе жилые дома, садовые дома, гаражи, иные хозяйственные постройки,  в соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Гражданин может зарегистрировать в упрощенном порядке право собственности на:

- объекты ИЖС (жилые дома), за исключением строительства таких объектов с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- гаражи, расположенные на земельных участках, предоставленных гражданам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- жилые дома, садовые дома, хозяйственные постройки, расположенные на садовых земельных участках.

К хозяйственным постройкам, для строительства которых не требуется получать разрешение на строительство, относятся бани, сараи, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки, в том числе временные (п. 3 ст. 3 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ  «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

До 01.03.2031 кадастровый учет и регистрация прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю

При этом орган регистрации прав проверяет соответствие объекта недвижимости ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территорий (при наличии), и предельным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, установленным законодательством и правилами землепользования и застройки (в частности, виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др.), за исключением соответствия необходимым минимальным отступам от границ земельных участков.

Для кадастрового учета и регистрации права собственности на гараж или хозяйственную постройку (в том числе являющиеся объектами незавершенного строительства) в Росреестре потребуются следующие документы:

- заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав;

- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости;

- технический план объекта недвижимости (предоставляется в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной подписью подготовившего его кадастрового инженера, на электронном носителе информации, например на оптическом компакт-диске или USB-накопителе) либо идентифицирующий номер технического плана в электронном хранилище, ведение которого осуществляется ППК «Роскадастр».

При этом сведения в техническом плане такого объекта недвижимости указываются на основании декларации, составленной и заверенной, в частности, правообладателем соответствующего земельного участка.

Уменьшение заработной платы работника возможно в следующих случаях:

  • невыполнение норм труда. Под невыполнением норм труда следует понимать выполнение меньшего объема работы, невыполнение установленного задания, недостижение установленного количественного результата и т.п.;
  • неисполнение трудовых (служебных) обязанностей. Обязанности должны быть зафиксированы в трудовом договоре, должностной инструкции либо в локальных нормативных актах работодателя, а работник должен быть ознакомлен с ними под расписку;
  • простой;
  • изготовление продукции, оказавшейся браком.

Размер оплаты труда в случае невыполнения норм труда (если труд нормирован) или неисполнении трудовых (служебных) обязанностей (если труд не нормирован) зависит от причины невыполнения нормы труда или неисполнения трудовых (служебных) обязанностей.

Какие могут быть причины:

  • причины, обусловленные виной работника. Вина работника может выражаться в нарушении им технических или технологических норм, нарушении правил внутреннего трудового распорядка, отказе от выполнения работы без уважительных причин и т.п.;
  • причины, обусловленные виной работодателя. Вина работодателя может заключаться в непредоставлении работы, обусловленной трудовым договором, в необеспечении нормальных условий для выполнения работником норм труда т.п.;
  • причины, не зависящие ни от работника, ни от работодателя. Причины, не зависящие от работника и работодателя, могут выражаться в обстоятельствах чрезвычайного, непредвиденного характера (стихийное бедствие, карантин и т.п.).

При наличии вины работника производится оплата нормируемой части в соответствии объемом выполненной работы. 

При наличии вины работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

По не зависящим ни от работника, ни от работодателя причинам оплата труда производится в размере не менее двух третей тарифной ставки, должностного оклада, рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.

Под браком при изготовлении продукции следует понимать понижение качества продукции в результате отклонения в процессе ее изготовления от установленных технических условий и государственных стандартов, санитарных норм и правил, строительных норм и правил, а также других документов, которыми установлены обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Размер оплаты труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком, также зависит от наличия или отсутствия вины работника в этом.

Если в производстве брака вины работника нет, оплата бракованной продукции производится наравне с годной продукцией. Причина и процент брака, а также степень годности продукции значения не имеют.

Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от годности продукции.

Полный брак по вине работника не оплачивается.

Работа допустившего брак работника, выполненная им для исправления бракованной по его вине продукции, оплате не подлежит.

При простое у работника отсутствует необходимый объем работы. При невыполнении норм труда работа предоставлена, но не обеспечены условия, необходимые для ее выполнения.

Оплата времени простоя зависит от того, по чьей вине он произошёл: работодателя, работника, в отсутствие вины работника и работодателя.

Время простоя по вине работодателя – временная приостановка работы по причинам технологического, экономического, технического или организационного характера.

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Оплата производится исходя из средней заработной платы - среднечасовой (при длительности простоя менее одного рабочего дня) и среднедневной (при простое в течение всего рабочего дня и более).

Простой по не зависящим ни от работника, ни от работодателя причинам оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Коллективным договором, локальным актом может быть предусмотрен повышенный размер оплаты времени простоя по вине работодателя, а также по причинам, не зависящим от работника и работодателя.

Причинами, не зависящими от работника и работодателя может быть выход из строя оборудования либо другие обстоятельства, делающие невозможными выполнение работником работы. Работнику, не участвовавшему в забастовке, но в связи с ней не имевшему возможности выполнять свою работу, оплата производится как при простое не по вине работника. Однако вина работодателя в данном случае также отсутствует.

Работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателю о начале простоя, вызванного указанными причинами.

Простой по вине работника не оплачивается.

Вина работника в возникновении простоя может выражаться в неизвещении им работодателя об обстоятельствах, которые могут привести к простою, если эти обстоятельства были известны работнику и он мог их оценить.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий, указанные в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»; лица, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды;

10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненные к ним категории граждан.  

Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам льготных категорий, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющим право на получение государственной социальной помощи и сохранившим набор социальных услуг в части предоставления при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний путевок на санаторно-курортное лечение.

В целях соблюдения равных прав граждан путевки предоставляются в порядке очередности, формируемой в соответствии с датой подачи гражданином заявления о предоставлении услуги.

Для получения путевки необходимо подать заявление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Заявление можно подать в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ); почтовым отправлением; на личном приеме в территориальном органе Фонда.

Для получения путевки на санаторно-курортное лечение гражданину льготной категории необходимо предоставить в территориальный орган Фонда:

заявление о предоставлении государственной услуги (в соответствии с формой заявления в приложении к Административному регламенту от 21 августа 2019 года № 428);

справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у (для получения справки необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства);

– документ, удостоверяющий личность.

Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые направляются граждане льготных категорий при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, определяется по результатам закупочных процедур, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Профиль санатория по предоставляемой гражданину льготной категории путевке на санаторно-курортное лечение определяется в соответствии с рекомендациями лечащего врача и врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, указанными в справке для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у.

Длительность санаторно-курортного лечения в рамках набора социальных услуг составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней.

В Российской Федерации реализуются меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предусматривающие выделение денежных средств из средств федерального бюджета, именуемые средствами материнского (семейного) капитала. Под материнским капиталом понимается одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости.

Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели, перечень которых закреплен частью 3 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ:

  • улучшение жилищных условий на территории Российской Федерации;
  • получение образования ребенком (детьми);
  • формирование женщиной накопительной пенсии;
  • приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
  • получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.

Как правило, начать использовать материнский капитал можно не ранее чем через три года со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на материнский капитал. В отдельных случаях воспользоваться им можно непосредственно после его рождения (усыновления).

Например, в случае направления средств (части средств) материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья, а также на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка. При этом направление средств материнского капитала на погашение основного долга по договору купли-продажи жилья с рассрочкой платежа до достижения ребенком трех лет недопустимо.

По общему правилу для распоряжения материнским капиталом необходимо обратиться в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с предоставлением следующих документов:

  • заявление о распоряжении материнским капиталом;
  • документы, удостоверяющие личность владельца сертификата или представителя владельца сертификата и документ, подтверждающий его полномочия.

Помимо вышеуказанных документов в зависимости от выбранного направления расходования средств потребуются, в частности, документы, подтверждающие цели использования материнского капитала

По общему правилу заявление о распоряжении рассматривается в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления со всеми необходимыми документами. При наличии оснований этот срок может быть приостановлен. В таком случае соответствующее решение выносится в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты приема заявления.

По результатам рассмотрения выносится решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления, о чем вы будете уведомлены не позднее чем через один рабочий день с даты вынесения решения. При положительном решении деньги должны быть перечислены на выбранную цель в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления.

Обращаем внимание,  нецелевое использование средств материнского капитала (например, на покупку автомобиля, мебели и т.д.) может повлечь уголовную ответственность, предусмотренную ст. 159.2
Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • ограничение свободы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет;
  • арест на срок до четырех месяцев.

Помощник прокурора
А.С. Бабецкий

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) потерпевшим по уголовному делу является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

В целях защиты своих интересов потерпевший наделен обширным кругом прав, как на предварительном следствии, так и в ходе судебного разбирательства, перечень прав закреплен ч. 2 ст. 42 УПК РФ

Особым правом потерпевшего является его участие в судебных заседаниях при рассмотрении уголовного дела. Потерпевший имеет право на выступление в судебных прениях в ходе судебного заседания. Нарушение данного права потерпевшего является существенным нарушением уголовно-процессуального права и влечет за собой отмену приговора.

При рассмотрении в суде ходатайства подсудимого о рассмотрении уголовного дела в особом порядке потерпевший вправе возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке. В случае, если потерпевший возражает, суд не вправе рассмотреть уголовное дело в особом порядке.

До окончания прений сторон потерпевший вправе ходатайствовать о вынесении постановления (определения) суда о получении информации о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В ходатайстве указываются перечень информации, которую желает получать потерпевший или его законный представитель, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение потерпевшим или его законным представителем информации.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.

Прокуратура Иркутского района

изображение_2023-09-20_112816000.pngПринудительные работы являются видом наказания, связанным с привлечением осуждённого лица к оплачиваемому труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы, с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы.

В силу положений ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 УК РФ за совершение тяжкого преступления впервые.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

В уголовном законе предусмотрены исключения назначения данного вида наказания, то есть принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лица, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, достигшим возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и признанным полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также военнослужащим.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

При исчислении сроков погашения судимости в отношении лиц, которым назначено наказание в виде принудительных работ в качестве альтернативы лишению свободы в соответствии со ст.53.1 УК РФ, необходимо руководствоваться положениями п. «б» ч.3 ст.86 УК РФ о погашении судимости по истечении одного года после отбытия наказания.

Прокуратура Иркутского района

В соответствии со статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Рабочий год составляет 12 полных месяцев и в отличие от календарного года исчисляется не с 1 января, а со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю.

Согласно статье 127 ТК РФ, если работник не использовал отпуска (в том числе дополнительные) за предыдущие годы, он вправе получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска при увольнении.

В случае если работник отработал рабочий год полностью, то ему полагается компенсация за отпуск в полном объеме.

Вместе с тем ТК РФ не предусматривает общего механизма расчета компенсации за неиспользованный отпуск.

Принцип пропорциональности выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении в случае, когда рабочий год полностью не отработан, закреплен в Правилах об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 года (п. п. 28 и 29). Поскольку в ТК РФ это правило напрямую не установлено, следует руководствоваться указанными Правилами в части необходимости пропорциональности выплаты компенсации.

В соответствии с п. 35 Правил в случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

Количество дней неиспользованного отпуска определяется в следующем порядке: определяется стаж работника (в полных месяцах), дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, и определяется количество дней отпуска, соответствующее продолжительности стажа работника, путем деления установленной работнику продолжительности отпуска на 12 месяцев и умножения на количество месяцев, включенных в стаж.

Из полученного числа необходимо вычесть количество дней отпуска, использованных работником.

При определении количества календарных дней неиспользованного отпуска, подлежащих оплате при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, округление их законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем организация может округлить дробное количество календарных дней неиспользованного отпуска, подлежащих оплате при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, но только в пользу работника.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости