Правовое просвещение

Прокуратура района информирует, что в соответствии со статьями 443, 444 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда.

В случае, если суд, вновь рассматривавший дело, не разрешил вопрос о повороте исполнения решения суда, ответчик вправе подать в этот суд заявление о повороте исполнения решения суда.

Таким образом, в случае взыскания денежных средств на основании судебного решения, которое в дальнейшем отменено, с целью возврата взысканных денежных средств необходимо обратиться в суд, вынесший судебный акт, с заявлением о повороте исполнения судебного решения.

Под оскорблением в соответствии со статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Для квалификации правонарушения в качестве оскорбления необходимо установить наличие нескольких обязательных элементов:

- факт унижения чести и достоинства;

- наличие неприличной формы выражения.

Оскорбление может быть выражено в устной или письменной форме. Кроме этого, следует учитывать, что оскорбление может быть выражено не только в словесной форме, но и в невербальной, например, жесты, звуки, пощечины, плевки и т.д.

Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем. Неприличные действия, образующие объективную форму оскорбления, должны быть направлены именно на конкретное лицо, а не на всю ситуацию или происходящие события в целом.

Оскорбление влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Необходимо также иметь ввиду, что оскорбления, совершенные путем направления СМС-сообщений либо личных сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или социальных сетях, подлежат квалификации по части 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Размещение оскорблений на страницах в социальных сетях, доступных для неопределенного круга лиц, либо в групповых чатах мессенджеров подлежит квалификации по части 2 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исключение из общего правила действия уголовного закона во времени называется обратной силой уголовного закона.

Обратная сила уголовного закона состоит в том, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость (ст. 10 УК).

Существование нормы об обратной силе уголовного закона - одно из конкретных проявлений принципа гуманизма уголовного законодательства. Положение об обратной силе уголовного закона применяется тогда, когда виновный осуществляет свой преступный замысел при действии одного уголовного закона, а к уголовной ответственности привлекается уже при другом уголовном законе (так называемая коллизия законов).

Если последний уголовный закон оказывается более мягким, улучшает положение преступника или вообще не признает его таковым, следственные и судебные работники обязаны применить именно этот закон вне зависимости от закона времени совершения деяния.

Новый уголовный закон не имеет обратной силы в тех случаях, когда он устанавливает преступность деяния, усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица (ст. 10 УК). Эта норма выводится из предыдущей - о законах, наделенных обратной силой.

Правовой статус лица, привлекаемого к уголовной ответственности, не может меняться в худшую сторону, если уже после совершения им деяния принят новый уголовный закон. В подобных ситуациях действует общее правило: лицо осуждается либо освобождается от ответственности по старому закону - закону времени совершения деяния.

Закон, устраняющий преступность деяния, - это закон, согласно которому деяние, бывшее по старому закону преступлением, перестает быть таковым, переносится в разряд административных, дисциплинарных, гражданских, аморальных проступков или же становится безразличным для отраслей права либо поощряется ими. Устраняющий преступность деяния закон может исключить из УК статью, предусматривающую это деяние, или же изменить диспозицию статьи, введя в нее новые признаки, только при наличии которых деяние является преступлением.

Порядок применения уголовного закона, смягчающего наказание, к лицам, уже отбывающим наказание, определен в ч. 2 ст. 10 УК: «Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом».

Понятие закона, иным образом улучшающего положение лица, - новое для российского уголовного права. Оно предусмотрено УК РФ 1996 г. С его введением значительно расширен перечень законов, обладающих обратной силой. К ним относятся законы, содержащие нормы Общей части, которые не устанавливают преступность и наказуемость деяния.

В их числе - нормы о давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения приговора, применении условно-досрочного освобождения, погашении и снятии судимости и т.д. Например, согласно ч. 1 ст. 73 УК, условное осуждение может быть назначено лицам, осужденным к содержанию в дисциплинарной воинской части, что ранее было невозможно. Испытательный срок может минимально составлять 6 месяцев, а не год, что имело место по старому уголовному закону (ст. 44 УК РСФСР 1960 г.). В этих частях ст. 73 УК 1996 г. имеет обратную силу.

pdf ico Буклет: основания уголовной ответственности

Указом Президента РФ от 11.09.2023 N 669 (ред. от 28.06.2024) "О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям военнослужащих" в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих, гражданам Российской Федерации, которые призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (в том числе направлены в войска национальной гвардии Российской Федерации для прохождения военной службы), являвшимся получателями пенсии за выслугу лет, которая была назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и выплата которой приостановлена в соответствии с частью второй статьи 6 названного Закона Российской Федерации, установлена дополнительно к денежному содержанию ежемесячную компенсационную выплату в размере 100 процентов пенсии за выслугу лет, выплачиваемой на день приостановления ее выплаты, с учетом ежемесячной доплаты к указанной пенсии в размере, установленном статьей 2 Федерального закона от 25 февраля 2022 г. N 23-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и увеличения (индексации) размера пенсии после приостановления ее выплаты. Выплата полагается гражданам РФ, призванным на военную службу по мобилизации (в том числе направленным в войска нацгвардии РФ для прохождения военной службы). Важное условие: это те лица, которым приостановили выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, назначенную по названному Закону.

Указанная выплата полагается и в том случае, если военнослужащие (п. 2 Указа Президента РФ от 28.06.2024 N 554): выведены из состава воинских частей (подразделений) для восстановления боеспособности либо направлены для обучения (подготовки, переподготовки) по ВУС на срок не более трех месяцев; непрерывно находятся на стационарном лечении, в отпуске по болезни или признаны временно не годными к военной службе, на срок не более одного месяца; находятся в основном отпуске не более чем 30 суток; направлены в служебные командировки из районов выполнения задач СВО для выполнения определенных задач, на срок не более 10 суток.

Правила осуществления выплаты утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2024 N 1385 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2024 г.

С 1 июля 2024 года действует новый порядок рассмотрения обращений граждан - потребителей финансовых услуг. В соответствии с новым Законом (Федеральный закон от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") все финансовые организации будут обязаны сами рассматривать такие обращения. Банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй и другие финансовые организации обязаны рассматривать обращения граждан и отвечать на них в течение 15 рабочих дней (в некоторых случаях срок могут продлить, но не более чем на 10 рабочих дней).

Обращение, поступившее в Банк России, в течение 7 рабочих дней будет направлено в ту финансовую организацию, на действия которой жалуется потребитель. Финансовая организация обязана ответить на поступившее обращение в течение 15 рабочих дней со дня его регистрации (если иной срок не предусмотрен федеральными законами для отдельной категории обращений). Этот период может быть увеличен максимум на 10 дней, если для решения вопроса компании потребуются дополнительные документы и материалы. По результатам рассмотрения обращения финансовая организация направит гражданину ответ, а копию ответа - в Банк России. Если Банк России не получит от финансовой организации копию ответа, то он самостоятельно рассмотрит обращение и ответит заявителю. Для регулятора срок ответа также составляет 15 рабочих дней (с правом продления не более чем на 10 рабочих дней). Банк России не будет направлять жалобу гражданина в финансовую организацию и рассмотрит ее самостоятельно, если к ней прикреплена копия ответа финансовой организации, который не устраивает заявителя (если ранее он уже обращался в финансовую организацию), или если заявитель откажется от перенаправления его обращения в финансовую организацию. Обращение можно отправить через интернет-приемную, либо по почтовому адресу: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. в.

Прежде чем направлять обращение, рекомендуем ознакомиться с ответами на популярные вопросы. Также вы можете получить ответы от специалистов Банка России - в чате приложения "ЦБ онлайн" или по бесплатным телефонам:

- 300 (для звонков с мобильного);

- 8 (800) 300-30-00 (для звонков со стационарных телефонов).

Контактный центр Банка России работает круглосуточно, без выходных. Операторы готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложных ситуациях, проверить данные финансовой организации.

Работник вправе требовать от работодателя возмещения некоторых видов расходов, связанных с выполнением им поручений работодателя (или выполнением работником работы).

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возмещать расходы при направлении работника в служебную командировку.

При направлении в служебную командировку работнику гарантируется сохранение места работы и среднего заработка.

Работодатель обязан возместить работнику расходы, связанные со служебной командировкой.

Не является командировкой работа, которая в соответствии с условиями трудового договора осуществляется в пути или имеет разъездной либо экспедиционный характер, а также работа в полевых условиях.

Виды расходов, подлежащих возмещению:

расходы по проезду. Указанные расходы включают в себя оплату проезда транспортом общего пользования; оплату услуг по оформлению проездных документов; оплату услуг по предоставлению в поездах постельных принадлежностей;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Работодатель обязан выплатить работнику суточные за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, все дни, проведенные в пути (с учётом вынужденной остановки), а также период нетрудоспособности;

иные расходы. К иным расходам относится оплата услуг связи, получения заграничного паспорта, оформления визы и т.п. Иные расходы, произведенные работником, подлежат возмещению в случае если они произведены с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, если иное не установлено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 168 ТК РФ).

При заключении трудового договора работник должен быть ознакомлен с данным документом.

Территория Иркутского района характеризуется плотной застройкой и вдоль домов зачастую пролегают местные автомобильные дороги, движение по которым является оживлённым, в следствие чего в воздух возле домов поднимаются настоящие пыльные бури. Такое положение дел жителей не устраивает и в прокуратуру района поступает значительное количество обращений, в которых граждане просят принять меры к ограничению движения транспортных средств.

В связи с изложенным необходимо разъяснить, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Постановлением Правительства Иркутской области от 11.05.2012 № 233-пп установлен порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в Иркутской области (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка временные ограничение или прекращение движения устанавливаются: при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в Иркутской области (далее - автомобильные дороги); в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог, их участков; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в целях повышения их пропускной способности, законами Иркутской области (в границах населённых пунктов).

Дополнительные основания для введения временного ограничения и прекращения движения по автомобильным дорогам установлены п. 21 Порядка.

Так, временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся: при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; при аварийных ситуациях на автомобильных дорогах; при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, когда такие работы создают угрозу безопасности дорожного движения; в случае выявления дефектов и повреждений конструктивных элементов автомобильных дорог, создающих угрозу безопасности дорожного движения; при проведении публичных и массовых мероприятий как непосредственно на сети автомобильных дорог (спортивные мероприятия и культурные мероприятия, кино- и фотосъемка, массовые гуляния, ярмарки, спортивные кроссы, велопробеги, массовые шествия и иные подобные мероприятия), так и на объектах вне сети автомобильных дорог (концерты, международные и национальные спортивные мероприятия и иные подобные мероприятия).

В связи с изложенным, установить ограничение движения транспортных средств возможно лишь при наличии вышеуказанных условий.

В прокуратуру района на регулярной основе поступают обращения граждан по вопросу содержания автомобильных дорог, пролегающих между многоквартирными домами. Зачастую жители полагают, что обязанность содержать такие дороги возложена на местные администрации. Однако это не всегда так.

Квартал представляет собой элемент планировочной структуры функциональных зон (жилых, общественно-деловых, производственных зон и др.) в границах красных линий, естественных границах природных объектов и иных границах (п. 3.16а «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр).

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», разд. 1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее - ФЗ № 257).

Автомобильные дороги подразделяются на несколько видов (ст. 5 названного Закона), в том числе в зависимости от их значения выделяются дороги:

- местного значения - дороги в границах населенных пунктов, за исключение дорог, отнесенных к дорогам иного значения (ч. 9 ст. 5 ФЗ № 257);

- частные автомобильные дороги - дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц (ч. 12 ст. 5 ФЗ № 257).

При этом среди «местных дорог» выделяют основные и местные улицы, местные дороги и проезды. Местные дороги и проезды обеспечивают связи жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) (таблица 11.3 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр).

Ремонт и содержание автомобильных дорог относится к дорожной деятельности (п. 6 ст. 3 ФЗ № 257) и осуществляется в отношении дорог:

- местного значения - уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 ФЗ № 257);

- частных дорог - физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог (ч. 4 ст. 15 ФЗ № 257).

По смыслу вышеизложенного внутриквартальные дороги - это объект транспортной инфраструктуры, дорога, которая расположена в пределах отдельного квартала и предназначена для предоставления непосредственного проезда к внутриквартальным участкам застройки, а также для связи с местными и основными улицами (дорогами) поселения.

Поскольку квартал - «малый» элемент территории поселения, то внутриквартальные дороги относятся, как правило, к дорогам общего пользования местного значения или к частным автомобильным дорогам (в т.ч. местные улицы и проезды (внутриквартальные).

Таким образом, если внутриквартальные дороги расположены в пределах придомовой территории, ремонт и содержание таких дорог обязаны осуществлять правообладатели земельных участков, на которых расположены такие дороги (например, управляющая компания или товарищество собственников жилья многоквартирного дома).

Если внутриквартальные дороги отнесены к дорогам местного значения, за их ремонт и содержание ответственен соответствующий орган местного самоуправления.

Ремонт и содержание частных внутриквартальных дорог производится физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Чаще всего в драку вступают дети младшего и среднего школьного возраста.

Административная ответственность, в том числе за побои, установлена по достижении 16-летнего возраста. К драчунам, не достигшим указанного возраста, применяются меры профилактического характера.

Поводом для административного расследования является любая информация о факте причинения побоев, поступившая в отдел полиции от граждан или из медицинских учреждений. В ходе проверки должностные лица полиции получают объяснения от участников драки и их законных
представителей, очевидцев, истребуют сведения о характере и степени тяжести вреда здоровью потерпевшего.

По результатам расследования при недостижении возраста административной ответственности выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении с одновременной передачей материалов на рассмотрение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования.

Если участники драки достигли 16-летнего возраста, дело об административном правонарушении также передается на рассмотрение вышеназванной комиссии.

Заседание проводится с участием подростка и его законных представителей. Несовершеннолетний, не достигший к моменту совершения правонарушения 16 лет, может быть предупрежден о недопустимости подобного поведения, с ним и его законными представителями проводится профилактическая беседа. Одновременно решается вопрос о наличии оснований для постановки подростка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних органа полиции сроком до 6 месяцев, в течение которого его поведение будет контролироваться, или для направления в специальное учреждение. Профилактическую работу будут вести и в школе, которую посещает подросток.

В отношении лица, достигшего 16 лет, могут быть применены аналогичные меры воздействия с назначением административного наказания в виде штрафа или без такового.

При отказе добровольно погасить причиненный потерпевшему ущерб он может быть взыскан с родителей виновного в судебном порядке.

В примечании 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса РФ дано определение преступлений экстремистской направленности - преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 282.4 УК РФ, п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Кроме того, понятие экстремисткой деятельности (экстремизма) закреплено в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Так, к экстремисткой деятельности относится в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;  возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и иные действия.

В уголовном кодексе РФ закреплен перечень преступлений террористической направленности, а также ответственность за совершение таких преступлений.

Например, частью 1 статьей 280 УК РФ определено наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Частью 2 статьи 280 УК РФ определено наказание за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", - принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

Возраст наступления уголовной ответственности по преступлениям экстремистского характера по большинству составов преступлений составляет 16 лет.

На практике нередко встречаются случаи захламления гражданами и хозяйствующими субъектами земельных участков отходами. В частности, наиболее часто встречаются случаи отсыпки участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, строительными отходами с целью дальнейшего строительства, однако осуществление подобных действий зачастую является противоречащим требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, размещение отходов производства и потребления возможно только на земельных участках, имеющих соответствующее целевое назначение и вид разрешенного использования. Размещение отходов производства и потребления на иных земельных участках недопустимо.

В случае, если на земельные участки, имеющие вид разрешенного использования и целевое назначение, отличное от пригодных для размещения отходов, осуществляется выгрузка отходов с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (например, для отсыпки земельного участка с целью дальнейшего возведения капитального объекта), такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.

Кроме того, захламление земельных участков отходами производства и потребления причиняет ущерб почве как объекту охрану окружающей среды. В случае причинения такого ущерба, уполномоченными органами рассчитывается причиненный ущерб и взыскивается с виновных лиц в судебном порядке.

С 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2024 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», предусматривающие, что при постановке на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих критериям отнесения объектам IV категории, исключается.

При этом подтверждение соответствия объекта НВОС критериям объектов IV категории Росприроднадзором и его территориальными органами не предусмотрено, природопользователь самостоятельно определяет категорию негативного воздействия своего объекта.

Обращаем внимание на отсутствие необходимости направления заявлений об исключении из государственного реестра объекта НВОС, поставленного на государственный учет до 01.09.2024.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2022 г. № 830» органам, осуществляющим учет объектов НВОС до конца 2024 года поручено обеспечить исключение учетных сведений об объектах НВОС и уведомить об этом природопользователей в установленном порядке.

Технологическое присоединение к электрической сети является обязательным условием правоотношений по энергоснабжению между потребителем и гарантирующим поставщиком электрической энергии. Согласно п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации).

Вопросы технологического присоединения регулируются ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Осуществление подключения к электрической сети в обход порядка, установленного вышеуказанными нормативными правовыми актами, повлечет нарушение законодательства, а также установленную законом ответственность, в том числе гражданско-правовую и административную.

Окончание процедуры технологического присоединения объекта (жилого дома, хозяйственной постройки иного объекта) к электрической сети – подписание акта ввода прибора учета в эксплуатацию сторонами договора технологического присоединения – собственником подключаемого объекта и сетевой организацией.

Анализ состояния законности на поднадзорной территории свидетельствует, что ввиду незнания порядка технологического присоединения, зачастую у граждан возникают проблемы, связанные с приобретением жилых домов, не имеющих официального присоединения к электрической сети. Важно понимать, что, приобретая недавно построенный индивидуальный жилой дом, уже имеющий электроснабжение, в первую очередь необходимо проверить законность его подключения к электрической сети, удостовериться, что застройщик либо предыдущий собственник не только заключил договор технологического присоединения с сетевой организацией, но и обеспечил фактическое исполнение по данному договору.

Наличие заключенного в отношении объекта договора технологического присоединения не свидетельствует о законности такого подключения. Лишь только акт ввода прибора учета в эксплуатацию либо заключенный договор энергоснабжения, заключенный с гарантирующим поставщиком электрической энергии, является основанием полагать, что электроснабжение объекта официальное и исключает возможность самовольного технологического присоединения.

Кроме того, поскольку законодатель разделяет право заниматься продажей электрической энергии и право заниматься поставкой электрической энергии, запрещая осуществлять одному юридическому лицу указанную деятельность одновременно, договор технологического присоединения заключается с собственником объектов электросетевого хозяйства, по которым идет переток электрической энергии (с сетевой организацией), а договор энергоснабжения (договор поставки и продажи потребителю электрической энергии) – с гарантирующим поставщиком.

В случае наличия исполненного договора технологического присоединения и официального подключения к электрической сети, но отсутствия заключенного договора с гарантирующим поставщиком, потребитель может допустить бездоговорное потребление, что также повлечет установленную законом ответственность.

Правовое регулирование любительского рыболовства осуществляется Федеральным законом от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания установлены запреты на осуществление любительского рыболовства. В частности, запрещена рыбная ловля:

- с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;

- с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;

- способом подводной охоты в местах массового отдыха граждан,

- с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения рыбы, аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов, а также с применением орудий для подводной добычи (вылова) над поверхностью водных объектов.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за незаконную рыбную ловлю. Так, за нарушение гражданами правил, регламентирующих рыболовство, статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

За незаконную рыбную ловлю установлена уголовная ответственность. Такая ответственность может наступить, если незаконная ловля совершена с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления рыбы, в местах нереста или на миграционных путях к ним, а также на особо охраняемых природных территориях.

Уголовная ответственность за рыбную ловлю наступает в соответствии со статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, превышающий сто тысяч рублей. Виновному в незаконной рыбной ловле может быть назначен штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

При совершении указанного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинение особо крупного ущерба виновным грозит штраф в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет. При этом в соответствии с примечанием к статье 256 Уголовного кодекса РФ крупным ущербом признается ущерб, превышающий сто тысяч рублей, а особо крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.

Причинение смерти по неосторожности – результат грубой недисциплинированности, невнимательности, неосмотрительности виновного.

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека. Объективная сторона выражается в определенном действии или бездействии, нарушающем те или иные правила предосторожности и причиняющем в результате смерть другому человеку. Необходимое условие - установление причинной связи между смертью и деянием виновного.

Субъективная сторона – неосторожная форма вины в виде преступного легкомыслия (самонадеянности) (например, переправа в ветреную погоду людей на лодке через реку в расчете на благополучный исход, основанный на предыдущем опыте, в результате чего произошла трагедия – лодка перевернулась, люди утонули) или преступной небрежности (например, лицо производит чистку пистолета, не осмотрев его, в результате происходит выстрел и причиняется смерть другому человеку).

Причинение смерти по легкомыслию представляет большую общественную опасность, чем такое же деяние, совершенное по небрежности, поскольку в первом случае речь идет о сознательном нарушении правил предосторожности, охраняющих жизнь человека, и о предвидении возможности наступления смерти потерпевшего при легкомысленном расчете на ее предотвращение, а во втором - о непредвидении наступления смерти при наличии обязанности и возможности ее предвидения. Зачастую причинение смерти по неосторожности является результатом преступной небрежности.

Причинение смерти по неосторожности не считается убийством. Его необходимо отличать от умышленного убийства, в особенности при отграничении убийства с косвенным умыслом от причинения смерти по легкомыслию (преступная самонадеянность). И в том и в другом случае виновный предвидит возможность наступления смерти потерпевшего в результате своих действий, но не желает наступления такого результата и не стремится к нему. Но при косвенном умысле виновный сознательно допускает наступление смерти, часто относится к этому безразлично, не предпринимает никаких действий, направленных на предотвращение такого результата. При неосторожности в форме легкомыслия виновный не относится к смерти безразлично, он рассчитывает на свои силы, умение, ловкость профессиональное мастерство, на то, что в результате принятых им мер либо в результате действий других лиц или каких-либо иных конкретных факторов удастся избежать смертельного исхода, однако, в силу того, что виновный не проявляет должной предусмотрительности, недостаточно учитывает свои возможности или возможности других лиц, смертельный результат все же наступает.

Причинение смерти по неосторожности следует отличать от случайного ее причинения, когда лицо не только не предвидело возможности наступления смерти, нот и по обстоятельствам дела не должно было и не могло ее предвидеть. Вина лица в причинении смерти при несчастном случае отсутствует, уголовная ответственность исключается.

Квалифицирующими признаками преступления являются:

-причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом профессиональных обязанностей (ч.2 ст. 109 УК РФ), когда деяния не отвечают полностью или частично официальным требованиям, предписаниям, правилам, в результате чего наступает смерть потерпевшего, при этом необходимо установить, какие именно профессиональные обязанности нарушил виновный;

-причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч.3 ст. 109 УК РФ), когда фактически лишено жизни не менее двух человек, в результате чего наступают более тяжкие последствия. Причинение смерти одному человеку и тяжкого вреда здоровью другого (в обоих случаях по неосторожности) квалифицируются по совокупности ч. 1 ст. 109 и ст. 118 УК РФ.

Субъект состава ч.1 ст.109 УК РФ - лицо, достигшее возраста 16 лет,ч.2 ст. 109 УК РФ – специальный субъект, каким является лицо определенной профессии, осуществляющее функции в соответствии с данной профессией.

Технологическое присоединение к электрической сети является обязательным условием правоотношений по энергоснабжению между потребителем и гарантирующим поставщиком электрической энергии. Согласно п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации).

Вопросы технологического присоединения регулируются ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Нарушение порядка технологического присоединения влечет за собой установленную законом ответственность.

1. Взыскание стоимости бездоговорного потребления энергии

Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электроэнергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения могут отвечать признакам бездоговорного потребления энергии.

В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения № 442), бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Негативным фактором признания потребления электроэнергии бездоговорным является определение объемов энергопотребления расчетным методом, при котором объемы обязательств потребителя по оплате электроэнергии значительно превышают обязательства потребителя, которые сформировались бы при его надлежащем техприсоединении.

Согласно п. 84 Основных положений № 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разд. X Основных положений № 442.

2. Привлечение к уголовной ответственности

Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электроэнергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения могут быть признаны причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Согласно ст. 165 УК РФ причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

Указанное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или причинившее особо крупный ущерб, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

3. Привлечение к административной ответственности

Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электрической энергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, могут повлечь за собой применение мер административного воздействия, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ.

За нарушение ст. 7.19 КоАП РФ предусмотрена следующая ответственность: административный штраф на граждан в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб.; на должностных лиц - от 30 000 руб. до 80 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 100 000 руб. до 200 000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 руб. до 30 000 руб.; на должностных лиц - от 80 000 руб. до 200 000 руб. или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет; на юридических лиц - от 200 000 руб. до 300 000 руб.

Таким образом, прокуратура Иркутского района настоятельно рекомендует не осуществлять самовольное технологическое присоединение к электрическим сетям в целях исключения в дальнейшем обоснованного привлечения к ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает различные виды наказаний за совершение преступлений. Самым мягким видом наказания является штраф.

Согласно части 1 статьи 46 Уголовного кодекса РФ штраф назначается по приговору суда в пределах, предусмотренных кодексом.  Штраф может быт назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

Частью 2 статьи 46 Уголовного кодекса РФ предусмотрено, что штраф устанавливается в размере от 5 тысяч до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена  комиссии по осуществлению закупок и иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

При назначении штрафа в качестве основного осужденному, содержащемуся под стражей, суд вправе с учетом срока содержания под стражей либо полностью освободить такое лицо от отбывания наказания, либо смягчить его.

Штраф может быть назначен как без рассрочки, так и с рассрочкой выплаты до пяти лет.

Согласно части 1 статьи 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

Наказание в виде штрафа, назначенное вступившим в законную силу приговором суда, исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного путем возбуждения исполнительного производства на основании выданного соответствующим судом общей юрисдикции исполнительного листа.

Если лицо злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного судом в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции заменяет штраф иным, более строгим видом наказания (например, обязательными или исправительными работами, ограничением свободы).

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок. Уважительными причинами могут считаться такие появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный лишен возможности уплатить штраф в срок (например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица).

Прокуратура Иркутского района

Граждане, испытывающие финансовые трудности и не имеющие возможности выплатить свои задолженности, могут прибегнуть к процедуре банкротства. Это позволяет списать накопившиеся задолженности.

Обращение в суд может быть неудобным или недоступным для некоторых людей, особенно из социально незащищённых групп.

Именно поэтому многим из них выгоднее совершить процедуру внесудебного банкротства.

У внесудебной процедуры есть несколько характерных особенностей. Например, инициировать банкротство довольно просто — нужно лишь подать заявление в МФЦ. Ещё ода особенность — отсутствие финансового управляющего и судебного контроля, что позволяет сократить сроки. Наконец, большим плюсом внесудебного банкротства является то, что она проводится бесплатно.

Так, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин вправе попросить признать его банкротом во внесудебном порядке, если общий размер долга не менее 25 тыс. руб. и не более 1 млн руб.

От гражданина потребуют подтвердить в заявлении еще и одно из таких обстоятельств:

- на день обращения исполнительное производство завершили из-за отсутствия имущества для взыскания. Иных действующих производств (по истребованию денег), которые возбудили после того, как взыскателю вернули исполнительный документ, тоже нет;

- основной доход гражданина - пенсия (страховая, накопительная или пр.), а иного имущества для взыскания нет. Исполнительный документ имущественного характера, который выдали не позже чем за год до подачи заявления, предъявляли к исполнению, но последнее не завершено;

- должник получает ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. Исполнительный документ, который выдали не позже чем за год до подачи заявления, предъявляли к исполнению, но последнее не завершено. Также на день обращения нет имущества для погашения долгов;

- гражданин не выполнил требования исполнительного документа имущественного характера (или погасил их частично), который выдали не позже чем за 7 лет до даты подачи заявления.

В случае невыполнения лицом обязательств по кредиту или иному займу, кредитная и микрофинансовая организация вправе обратится к действиям юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенное в государственный реестр.

При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или представитель кредитора обязан действовать добросовестно и разумно.

Так, законодательством запрещается коллекторам действовать с применением физической силы либо угрозой ее применения, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, введением должника и иных лиц в заблуждение. Также работники агентства не могут проникать на жилплощадь и взаимодействовать с родными должника без согласия неплательщика, а также совершать иные противоправные действия.

За грубое нарушение правил, в том числе повлекшее имущественный вред или вред здоровью, организация может быть исключена из реестра, а ее лицензия — аннулирована.

Кроме того, законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за совершение указанных действий.

Так, ст. 14.57 КоАП РФ предусматривает ответственность за возврат просроченной задолженности, посредством нарушения российского законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Ст. 172.4 УК РФ предусматривает ответственность за возврат долгов граждан посредством применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а также распространения ложных сведений, порочащих честь и достоинство должника или его близких. Наказание последует даже в том случае, если человеку лишь угрожали этим.

В случае совершения противоправных действий в отношении должника, он вправе обратиться в правоохранительные органы, а также в Центральный банк Российской Федерации с жалобой на действия коллекторских организаций.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы (статья 145.1 УК РФ).

Так, частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы (в случае когда свыше трех месяцев подряд платежи осуществлялись в размере менее половины подлежащей выплате суммы) наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы (когда свыше двух месяцев подряд выплаты не осуществлялись или размер осуществленной выплаты заработной платы был ниже установленного одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом минимального размера оплаты труда) наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Период формирования задолженности по выплатам работнику исчисляется исходя из сроков выплаты заработной платы, установленных правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а также из времени, в течение которого заработная плата фактически не выплачивалась полностью или частично. При этом двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной датой выплаты. Периоды невыплат за отдельные месяцы года не могут суммироваться в срок свыше двух или трех месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.

Уголовная ответственность по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в случае, если заработная плата не выплачивалась умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности.

Ответственность наступает также в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.

Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и обществом. Наказание и вид ответственности зависит от тяжести совершенного поступка и возраста его совершившего.

Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений. По общему правилу к уголовной ответственности за любое преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации может быть привлечен человек с 16 лет, однако, существует большой перечень преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет (все они указаны в статье 20 Уголовного кодекса), например: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267) и другие преступления.

Государство стремится не допускать совершения преступлений и осуществляет различные мероприятия по противодействию и профилактики преступности, в том числе преступности несовершеннолетних.

Основными задачами в этом направлении являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, в том числе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости.

Именно к ним может обратиться несовершеннолетний гражданин за помощью в случае нарушения его прав, попаданием в сложную жизненную ситуацию. Также это могут сделать и родственники, если замечают, что несовершеннолетний попал в плохую компанию, занялся антиобщественной деятельностью. Важно понимать, что преступление лучше предотвратить, не допустить его совершения, чем потом столкнуться с негативными последствиями.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 30, ч. 5.1 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» изменить размер удержаний, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, можно путем обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума по Российской Федерации или прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума по Российской Федерации.

В заявлении необходимо указать фамилию, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона, а также реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.

Также следует учесть, что при наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, он вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум по Российской Федерации или прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума по Российской Федерации.

При этом, ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Судебный пристав-исполнитель такое заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его поступления и выносит постановление о его удовлетворении либо об отказе в удовлетворении.

Должностное лицо службы судебных приставов рассматривает такое заявление в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления.

Законодательство об электроэнергетике запрещает одному юридическому лицу заниматься продажей электрической энергии и быть собственником объектов электросетевого хозяйства, по которым эта энергия транспортируется, поэтому в Иркутской области действует гарантирующий поставщик – ООО «Иркутскэнергосбыт» (продавец электрической энергии) и сетевые организации ОГУЭП «Облкоммунэнерго», ООО «ПЭСК», АО «ИЭСК», ООО «ЭК «Радиан» и другие (собственники объектов электросетевого хозяйства, по которым идет переток эл.энергии до потребителя).

Электроснабжение любого энергопринимающего устройства (далее – ЭПУ) (жилого дома, хозяйственной постройки или иного объекта) начинается с технологического присоединения к электрическим сетям.

На основании п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Таким образом, при первоначальном подключении возведенного объекта (жилого дома, хозяйственной постройки и др.) собственником в обязательном порядке должен быть заключен договор технологического присоединения с сетевой организацией (либо иными собственниками объектов электросетевого хозяйства, к которым происходит подключение).

В случае потребления электрической энергии при отсутствии официального подключения в рамках договора технологического присоединения (если договор заключен, но не исполнен, либо если договор вообще отсутствует) к лицу, осуществившему самовольное присоединение к электрическим сетям, лицу, осуществляющему бездоговорное потребление электрической энергии могут быть применены санкции в виде установленной ответственности: административная ответственность, предусмотренная ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях; гражданская ответственность – денежная компенсация потребленных объемов электрической энергии, штрафы от гарантирующего поставщика ООО «Иркутскэнергосбыт» и введение полного ограничения электроснабжения.

Договор технологического присоединения заключается в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Такой договор содержит условия об объеме выделяемой мощности электрической энергии, мероприятиях, необходимых для его исполнения, сроках исполнения таких мероприятий.

После исполнения сетевой организацией мероприятий технологического присоединения и фактического электроснабжения объекта потребитель и сетевая организация подписывают Акты об осуществлении технологического присоединения, Акты ввода в эксплуатацию прибора учета. Подписание данных актов оканчивает процедуру технологического присоединения. В последствии потребитель обязан обратиться в ООО «Иркутскэнергосбыт» с Актами и иными документами в целях заключения договора энергоснабжения ЭПУ.

Для территории Иркутского района является широко распространенной проблема бездоговорного потребления электрической энергии, когда потребители самостоятельно подключаются к электрической сети, что приводит к их последующему отключению от электроснабжения и привлечения к гражданской и иной ответственности.

Чтобы исключить такие негативные последствия потребителям надлежит не осуществлять самовольное технологическое присоединение к эл.сетям, тщательно проверять документы технологического присоединения перед приобретением жилых домов на территории Иркутского района. Только соблюдение процедуры технологического присоединения позволит избежать излишних трат в связи с привлечением к ответственности и обеспечит скорейшее официальное технологическое присоединение к электрической сети.

Для получения разъяснений законодательства об электроэнергетике в части вопросов технологического присоединения Вы вправе обращаться на личный прием в прокуратуру района по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая, д. 9 в часы работы прокуратуры.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Навигация

Региональные новости