При приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих существуют особенности.
Бывший служащий имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:
лицо, принимаемое на работу, замещало должность государственной службы, включенную в установленный перечень;
в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего входили отдельные функции государственного управления организацией, в которую лицо принимается на работу;
с момента увольнения с государственной или муниципальной службы прошло менее двух лет.
Сведения о замещении лицом на прежнем месте работы должности, входящей в перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, должны быть представлены самим соискателем при оформлении трудовых отношений, поскольку на бывшего государственного и муниципального служащего такая обязанность возложена в силу ч. 2 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований, влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Для получения согласия комиссии гражданин, замещавший в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, направляет обращение в комиссию о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации.
Обращение может быть подано государственным служащим, планирующим свое увольнение с государственной службы.
Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации в течение семи дней со дня поступления указанного обращения и о принятом решении направить обратившемуся письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
Для работодателя предварительное получение согласия комиссии на трудоустройство бывшего государственного или муниципального служащего не является обязательным. Работодатель не вправе требовать от соискателя предоставления согласия комиссии при заключении трудового договора.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сообщение также направляется по каждому договору при оформлении с основным работником совместительства, независимо от размера заработной платы, а равно при заключении с ним гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 рублей в месяц или договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 рублей.
Удержания из заработной платы могут производиться только по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами:
погашение задолженности перед работодателем (ст. 137 ТК РФ);
возмещение ущерба, причиненного работодателю виновными действиями работника (глава 39 ТК РФ);
исполнение решения суда (по исполнительным документам) (ст. 138 ТК РФ);
в результате исполнения работодателем обязанностей налогового агента по исчислению налога на доходы физических лиц; исполнение воли работника на удержание (если такая возможность предусмотрена федеральным законом) (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ).
По общему правилу размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов от суммы заработка. Размер удержаний по нескольким исполнительным листам не должен превышать 50 процентов суммы заработной платы работника (ч. 2 ст. 138 ТК РФ).
В виде исключения для некоторых видов удержаний предельный размер удержания может быть повышен.
Работодатель обязан соблюсти порядок удержания сумм в счет погашения задолженности перед ним (кроме удержания сумм за неотработанные дни отпуска при увольнении работника):
решение об удержании работодатель обязан принять в срок не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат;
работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
При несогласии работника с основанием или размером удержания, работодатель не вправе его производить.
Удержание производится только из заработной платы, т.е. вознаграждения за труд, стимулирующих и компенсационных выплат (в том числе, при увольнении). Иные излишне выплаченные работнику суммы могут быть взысканы через суд.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Работодатель не может взыскать с работника неполученные доходы (упущенную выгоду).
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.
В случаях, установленных ст. 243 Трудового кодекса РФ, работник может быть привлечен к полной материальной ответственности, то есть, к возмещению причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном объёме.
Работодатель обязан, а работник не вправе препятствовать работодателю удерживать из заработной платы суммы, указанные в исполнительных документах, выданных на основании решения (приговора) суда.
Размер удержаний из заработной платы исчисляется из суммы, оставшейся после вычета налогов. При этом удержание и вычет суммируются. Их сумма не должна превышать 20 (50, 70) процентов заработка.
Налоговый агент (работодатель) обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика (работника) при их фактической выплате.
Сумма налога не должна превышать 50 процентов от суммы выплаты.
Общий размер налогового удержания не должен превышать 20 процентов заработной платы.
Работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о производстве удержания из своей заработной платы. Воля работника должна быть выражена в письменной форме.
При наличии заявления работника о перечислении удержанных из его заработной платы сумм в качестве профсоюзных членских взносов, работодатель не вправе ему в этом отказать.
Работник вправе обратиться к работодателю с заявлением об удержании из заработной платы и последующим направлении удержанных денежных средств на другие цели - погашения кредита, оплату учёбы и т.п.
В соответствии со ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) и ст. 76 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) уголовное дело может быть прекращено:
- на основании заявления потерпевшего или его законного представителя;
- в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого;
- в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях:
- если это лицо:
1) совершило преступление небольшой и средней тяжести впервые;
2) примирилось с потерпевшим;
3) загладило причиненный ему вред.
Органы и должностные лица, полномочные прекратить уголовное дело:
1. Суд (по ходатайству потерпевшего или его законного представителя, заявленного в судебном заседании).
2. Следователь с согласия руководителя следственного органа.
3. Дознаватель с согласия прокурора.
Если указанные органы и должностные лица приняли решение прекратить уголовное дело, выносится мотивированное постановление (следователь согласует данное постановление с руководителем следственного органа, а дознаватель - с прокурором).
В правоприменительной практике, как правило, даже если в деле имеется соответствующее заявление потерпевшего, его законного представителя, вопрос о прекращении уголовного дела разрешается после его направления в суд и рассмотрения судом.
Порядок (процедура) прекращения уголовного дела за примирением сторон:
1. В ходе предварительного следствия:
1) потерпевший (его законный представитель) обращается с письменным заявлением к следователю (дознавателю) о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. В данном заявлении потерпевший (его законный представитель) указывает на то, что просит прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон, примирение между ними достигнуто, причиненный вред заглажен;
2) следователь (дознаватель) выясняет, не возражает ли подозреваемый (обвиняемый) против прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. Если подозреваемый (обвиняемый) не заявляет возражений, то следователь (дознаватель) может принять решение о прекращении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, которое должно быть согласовано с руководителем (заместителем) следственного органа; дознаватель согласовывает постановление с прокурором (заместителем прокурора). Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного дела, то следователь (дознаватель) отказывает в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела;
3) постановление о прекращении уголовного дела может быть обжаловано прокурору (ст. 37 УПК РФ, ст. 214 УПК РФ) или в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.
2. В суде:
1) в ходе рассмотрения уголовного дела по существу в порядке глав 36, 37 УПК РФ потерпевший (его законный представитель) вправе обратиться с заявлением о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, данное заявление (ходатайство) адресуется суду, в нем потерпевший (его законный представитель) указывает на то, что просит прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон, примирение между ними достигнуто, причиненный вред заглажен;
2) судья выясняет, не возражает ли подозреваемый (обвиняемый) против прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон. Если подозреваемый (обвиняемый) не заявляет возражений, то судом принимается решение о прекращении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление. Если обвиняемый (подсудимый) возражает против прекращения уголовного дела, то суд отказывает в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела.
3) постановление о прекращении уголовного дела может быть обжаловано в апелляционном порядке (гл. 45.1 УПК РФ) или кассационном порядке (гл. 47.1 УПК РФ).
Вместе с тем, при разрешении вопроса о прекращении уголовного дела исходя из п. п. 2, 2.1, 3, 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» следует иметь в виду также следующее:
1. применительно к ст. 76 УК РФ впервые совершившим преступление следует считать, в частности, лицо:
- совершившее одно или несколько преступлений (вне зависимости от квалификации их по одной статье, части статьи или нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации), ни за одно из которых оно ранее не было осуждено;
- предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления не вступил в законную силу;
- предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления вступил в законную силу, но ко времени его совершения имело место одно из обстоятельств, аннулирующих правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности (например, освобождение лица от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения предыдущего обвинительного приговора, снятие или погашение судимости);
- предыдущий приговор в отношении которого вступил в законную силу, но на момент судебного разбирательства устранена преступность деяния, за которое лицо было осуждено;
- которое ранее было освобождено от уголовной ответственности.
2. Под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства. Способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются потерпевшим. Способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.
3. Возмещение ущерба и (или) заглаживание вреда (ст. ст. 75 – 76.2 УК РФ) могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. В случае совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 199 и 199.1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется лицу (п. 2 примечаний к ст. 199 УК РФ). Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, возместить ущерб или загладить вред в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.
4. Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители (ч. 2 ст. 45 УПК РФ), имеющие те же процессуальные права, что и потерпевший (ч. 3 ст. 45 УПК РФ).
Если мнение несовершеннолетнего потерпевшего по вопросу о примирении с обвиняемым и прекращении уголовного дела не совпадает с мнением его законного представителя, то основания для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон отсутствуют.
Частью 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российский Федерации (далее – УК РФ) установлено, что за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, -
наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 УК РФ неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно , -
наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2022 принято постановление № 39, в котором разъяснен порядок применения судами законодательства об уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст.157 УК РФ).
Указано, что уголовная ответственность наступает при условии, если неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей совершена неоднократно.
Внимание судов обращено на то, что уголовная ответственность по ч. 1 или ч. 2 ст. 157 УК РФ наступает при условии, если умышленная неуплата без уважительных причин средств на содержание (далее - алименты) несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (далее - дети), или нетрудоспособных родителей в нарушение судебного акта (в том числе решения суда, судебного приказа, постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда о взыскании алиментов) или нотариально удостоверенного соглашения совершена неоднократно.
Неоднократность имеет место, если в период неуплаты алиментов лицо в силу ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) считалось подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние соответственно по ч.1 или ч. 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).
Применительно к понятию неуплаты алиментов, содержащемуся в пунктах 1 и 2 примечаний к ст. 157 УК РФ, под аналогичным понимается деяние, совершенное в нарушение того же самого судебного акта или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, в связи с неисполнением которого лицо было подвергнуто административному наказанию по статье 5.35.1 КоАП РФ.
С учетом этого бездействие лица, обязанного уплачивать алименты нескольким детям в соответствии с различными судебными актами или нотариально удостоверенными соглашениями, которое подвергнуто административному наказанию за неуплату алиментов в нарушение лишь одного из судебных актов (соглашений) и после этого не производит платежи только в нарушение другого судебного акта (соглашения), не образует состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Как следует из постановления судам необходимо иметь в виду, что, например, покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка (детей) или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме. Однако данные обстоятельства подлежат исследованию и оценке судом для решения вопроса о наличии или об отсутствии признаков объективной стороны состава преступления.
Верховный Суд РФ разъяснил, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 157 УК РФ, может быть освобождено от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Если лицо в полном объеме погасило задолженность по алиментам, оно подлежит освобождению судом от уголовной ответственности на основании пункта 3 примечаний к ст. 157 УК РФ. По смыслу закона под полным погашением задолженности понимается уплата всей суммы задолженности по исполнительному производству о взыскании алиментов, имеющейся на дату принятия решения о прекращении уголовного дела.
При правовой оценке действий лица, которое без уважительных причин уплачивало алименты не в полном размере, судам следует исходить из характера и степени общественной опасности содеянного и учитывать положения ч. 2 ст. 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
При этом разрешая вопрос о том, является ли деяние малозначительным, суд должен принимать во внимание, в частности, размер неуплаченных сумм, длительность периода, за который уплата алиментов осуществлена не полностью, мотивы, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), и иные обстоятельства дела.
Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в т.ч. положение о комиссии по противодействию коррупции, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации, план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.
Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для определенной категории лиц, работающих в организации, в т.ч. руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.
При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Современная жизнь немыслима без интернета и данная реальность диктует свои условия. Однако, сталкиваясь с недобросовестными исполнителями при заключении договоров на оказание услуг связи, у потребителей остается неприятный осадок, от того, что законы так легко нарушаются.
А теперь, давайте подробней разберем данную проблему на примере заключения договора по подключению интернет услуг с предоставлением абонентского оборудования в рассрочку, либо в аренду (во временное пользование), либо вообще “бесплатно” по так называемой акции: “Роутер в рассрочку за 1 рубль”, поскольку есть необходимость в разъяснении потребителям, какие юридические последствия ожидают их в результате заключения подобных договоров.
Что представляет из себя акция "Роутер в рассрочку за 1 рубль" и подобные акции?
В соответствии с п. 7 ст. 5 ФЗ “О рекламе”, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По условиям договора на услуги связи с приобретением оборудования в рассрочку, Wi-fi-роутер выдается абоненту на льготных условиях. Согласно условий дополнительного соглашения к данному договору, абонент обязан принять оборудование и оплатить его полную стоимость. Однако, в рекламных материалах заявляется, что данное оборудование предоставляется в аренду.
Таким образом, условия данной акции и ей подобные, ущемляют права потребителя в части предоставления недостоверной информации об услуге, а также искажают истинный смысл.
Недостоверная информация об условиях акции, создает у потребителя представление, что он, заключая договор по оказанию услуг интернет связи пользуется оборудованием за арендную плату, то есть временно, а по факту он его выкупает посредством заключения дополнительных соглашений в кредит или в рассрочку.
Юридические последствия заключения договора об оказании интернет-услуг с предоставлением оборудования в рассрочку
На сегодняшний день, судебная практика по делам о защите прав потребителей, вытекающих из договоров в сфере оказания услуг, а именно, о расторжении договоров оказания услуг связи с предоставлением оборудования в рассрочку, неоднозначна.
После заключения договора потребители сталкиваются с ситуацией, когда при обращении к интернет-провайдеру с заявлением о расторжении договора получают отказ. Свой отказ интернет-провайдеры мотивируют тем, что товар приобретен по договору розничной купли-продажи в рассрочку и абонент обязан за него заплатить. Для того, чтобы расторгнуть договор, потребитель сначала должен оплатить полную стоимость оборудования, а затем расторгать договор.
Предоставление услуг связи с приобретением телекоммуникационного оборудования (роутера) в рассрочку, обычно оформляется путем написания абонентом заявления о согласии с условиями оказания услуг, размещенными на сайте интернет-провайдера.
При этом, купля-продажа оборудования оформляется в виде дополнительного соглашения к договору оказания услуг связи, а не в виде отдельного договора.
По существу, договор об оказании услуг связи и договор купли-продажи оборудования (в рассрочку) являются самостоятельными договорами, поскольку из текстов дополнительного соглашения и из текста договора на оказание услуг связи, не следует какой-то взаимной обусловленности указанных договоров, то есть оказание услуг связи не ставится в зависимость от приобретения оборудования, и наоборот. Исходя из чего, расторжение договора на оказание услуг связи и расторжение договора купли-продажи оборудования (в рассрочку), следует рассматривать как два отдельных вида договора.
Так вот, чтобы избежать неблагоприятных юридических последствий специалисты консультационного центра советуют действовать следующим образом.
На основании статьи 32 Закона РФ “О защите прав потребителей”, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, поскольку первоначально потребитель осознанно заключил договор на оказании услуг связи, а не на покупку роутера.
Следующий этап. Отказ от договора купли-продажи оборудования. В данном случае необходимо руководствоваться статьей 10 Закона РФ “О защите прав потребителей”, которая гласит, что изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Однако в конкретном случае исполнитель ввел в заблуждение потребителя, предоставив ему не достоверную информацию, навязав ему покупку оборудования.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ “О защите прав потребителей” запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Потребитель должен быть ознакомлен со всеми условиями договора до его подписания. Кроме того, до потребителя должна быть доведена информация об условиях возврата абонентского оборудования, а также информация, что данное оборудование предоставляется в рассрочку, а не в аренду. Условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными.
Между тем, за нарушение права потребителю на предоставление своевременной и достоверной информации, предусмотрена ответственность по статье 12 Закона РФ “О защите прав потребителей”, согласно которой он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
На основании изложенного, есть все основания полагать, что условия данной акции и ей подобные ущемляют права потребителя в части непредставления достоверной информации о всех условиях договора. В результате чего, у потребителя складывается неверное представление об условиях приобретения оборудования по акции “Роутер в рассрочку за 1 рубль”. Потребитель уверен, что он приобретает оборудование на условиях аренды, а не кредита. Однако, в итоге оказывается, что он приобретает роутер в кредит на невыгодных для него условиях.
Также следует учесть, что каковы бы ни были рекламные обещания, потребитель в любом случае, должен ответственно подойти к заключению договора, и, при любых сомнениях, отказаться от его заключения.
За консультацией по вопросам защиты прав потребителей вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» как по телефону Единого консультационного центра 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный), как по телефонам в г. Иркутске 8(3952) 22-23-88 (г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51), 8(3952) 63-66-22 (г. Иркутск, ул. Пушкина, 8)Email- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Информация подготовлена специалистами
консультационного центра по защите прав потребителей
с использованием материалов сайта:https://sudact.ru
На территории Российской Федерации услуги связи пользователям оказываются операторами связи на основании договора. Данный договор относится к категории договоров возмездного оказания услуг. Если договор заключается с физическим лицом исключительно для личных, семейных и домашних нужд и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то на него распространяется действие Федерального закона «О защите прав потребителей».
Рассмотрим некоторые особенности:
-по данному виду договоров у исполнителя (оператора связи) должна быть лицензия на осуществление своей деятельности;
-договор заключается на неопределенный срок, но по желанию абонента может быть заключен срочный договор;
-договор может быть заключен либо в письменной форме, либо путем совершения конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора;
-заключение договоров об оказании услуг связи в нестационарных торговых объектах запрещается;
-при заключении договора гражданин должен предъявляет документ, удостоверяющий его личность, оператору связи или уполномоченному оператором связи третьему лицу;
-оператор связи обязан обеспечить соблюдение тайны телефонных переговоров, передаваемых по сетям связи;
-оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в сутки;
-оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень данных услуг определяется оператором связи самостоятельно.
Оператор связи должен обеспечить бесплатный вызов:
а) экстренных оперативных служб каждому пользователю услуг связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номера вызова соответствующих экстренных оперативных служб, установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации;
б) единой службы оперативной помощи гражданам по номеру, установленному в соответствии с российской системой и планом нумерации;
Оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет;
-Абонент обязан:
а) вносить плату за оказанные услуги телефонной связи в полном объеме и сроки, которые определены договором;
б) использовать для подключения к сети связи оборудование, соответствующее установленным требованиям;
в) предоставлять оператору связи достоверные сведения об изменениях фамилии (имени, отчества) и места жительства;
-Абонент вправе:
а) получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах телефонной связи;
б) отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия;
в) требовать перерасчет денежных средств вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги телефонной связи, вследствие их непредставления не по вине абонента или предоставления ненадлежащего качества;
г) получать дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета), в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров;
д) обратиться к оператору связи за возвратом денежных средств, внесенных в качестве аванса.
Оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей.
При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.
Вид платежей за услуги телефонной связи и порядок их осуществления определяются договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Информация подготовлена специалистами отделения
по защите прав потребителей – консультационного центра
с использованием материалов СПС Консультант плюс
С проблемой навязывания дополнительных услуг со стороны сотового оператора сталкиваются очень многие пользователи мобильных сетей. Чаще всего абонент замечает, что деньги со счета телефона списываются быстрее, чем обычно. Для того, чтобы выяснить, подключены ли дополнительные услуги, необходимо проследить за своим балансом на счете. Если абонент пользуется телефоном в обычном режиме, не совершает нестандартных для него операций, то это повод для того, чтобы разобраться куда уходят средства. При проверке и детализации счетов нередко обнаруживается, что оператором связи подключены те или иные виды дополнительных услуг, за оказание которых взимается определенная оплата, причем об их подключении потребитель часто даже не догадывается.
Что является дополнительными услугами? Прежде всего, это различные платные подписки, например, ежедневный прогноз погоды, гороскоп, свежие новости и др.
Необходимо убедиться, что услуга действительно дополнительная, то есть не включена в пакет услуг тарифа, которым вы пользуетесь. Выяснить, информацию об услуге, когда и каким образом услуга была подключена можно, позвонив в службу поддержки оператора связи или в личном кабинете на сайте оператора в интернете.
При подключении абоненту дополнительных услуг, на его телефон должно приходить оповещение, абонент, в свою очередь, вправе отказаться от подключения. Чаще всего пользователи, прочитав, что дополнительная услуга является бесплатной, не отключают ее, однако не обращают внимания или при этом не придают значения, что бесплатным период пользования данной услугой будет лишь некоторое время (месяц, 10 дней и др.), а после окончания данного периода, будет взиматься абонентская плата.
Обращаем внимание, что подписаться на некоторые рассылки (контентные услуги) можно простым переходом по гиперссылке, оставленной вебмастером или контент-провайдером на том или ином ресурсе, осуществив тем самым конклюдентные действия (конклюдивные действия – это выражение воли участников с помощью поведения и некоторых действий, то есть сделка заключается именно с помощью поступков участников).
По закону подключение абонентам сотовой связи дополнительных услуг без их согласия не допускается. Так, согласно ст. 731 Гражданского кодекса РФ, ст.16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300 – 1), исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Как избавиться от навязанного Вам сервиса?
1. Воспользоваться системами самообслуживания на сайтах операторов: «Личный кабинет», «Интернет-помощник», «Сервис-Гид»
2. Позвонить в call-центр оператора и попросить диспетчера отключить услугу.
3. Прийти в офис обслуживания и письменно отказаться от услуги.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» предусмотрен обязательный письменный претензионный порядок разрешения споров с оператором связи.
Составьте претензию в письменном виде в двух экземплярах. В тексте претензии должны быть указаны:
Один экземпляр претензии вручите лично в офисе оператора связи, при этом на вашем экземпляре потребуйте поставить дату получения, Ф.И.О. и должность сотрудника, принявшего претензию. Если вручить претензию лично не предоставляется возможным, отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на юридический адрес оператора связи. Квитанцию об отправке письма обязательно сохраните.
Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию.
Если оператор отказывается удовлетворить ваши требования, вы можете обратиться в суд с иском о защите прав потребителя.
С целью предотвращения списания денежных средств за контентные услуги (справочная, развлекательная и (или) иная дополнительно оплачиваемая информация) вы можете обратиться к оператору связи с заявлением о создании отдельного лицевого счета для оплаты контентных услуг. В этом случае списание денежных средств за предоставленные контентные услуги будут производиться оператором связи только с отдельного счета в пределах средств, находящихся на нем. Таким образом, в случае открытия Вами такого счета при его нулевом балансе операторы связи (провайдеры) не смогут подключать дополнительные контентные (платные) услуги связи.
Информация подготовлена специалистами отделения
по защите прав потребителей – консультационного центра
с использованием материалов СПС Консультант плюс
На основании Федерального закона от 20.04.2021 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" с 1 мая 2021 года введена административная ответственность за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего.
Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей
Напомним, что в целях защиты детей принят Федеральный закон от 24 февраля 2021 года N 26-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", которым установлен запрет принудительной высадки безбилетного лица, являющегося несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица.
В то же время ответственность лиц, допустивших такую принудительную высадку несовершеннолетних детей, не достигших 16 лет, без сопровождения совершеннолетнего лица, была не установлена.
Данная мера вызвана тем, что в последние годы не однократно в средствах массовой информации освещались факты, касающиеся проезда детей школьного и дошкольного возраста в общественном транспорте без билета. Наибольший общественный резонанс вызвали случаи, когда в осенне-зимний период водители высаживали на мороз несовершеннолетних пассажиров, не оплативших по тем или иным причинам проезд.
Ранее действовавшая редакция Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не устанавливала порядок действий в такой ситуации. Также не было ответа на этот вопрос и в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, которым утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Данная проблема разрешена Федеральным законом от 24.02.2021 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", так как скорректировав в целом порядок проверки и подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, были внесены изменения в правила высадки безбилетных пассажиров.
Начиная с 7 марта 2021 года в случаях, если проезд пассажира или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением льгот по провозной плате, он в течение всей поездки по требованию должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, пассажир обязан подтвердить факт оплаты своего проезда, а также следующих вместе с ним детей.
Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, обязан иметь при себе и предъявлять по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, и документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, содержит фотографию его владельца, предъявление документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.
При проезде по именному билету пассажир обязан иметь при себе и предъявлять по требованию представителей перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае следования вместе с ним детей до четырнадцати лет - свидетельства о рождении детей, на основании которых оформлен именной билет. При отсутствии у пассажира указанных документов он и дети, следующие вместе с ним, к проезду по именному билету не допускаются.
В случае, если проверка подтверждения оплаты осуществляется при входе (посадке) в транспортное средство, в котором не предусмотрены продажа билетов, в том числе водителем или кондуктором, и (или) гашение билетов, представитель перевозчика и (или) должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверки подтверждения оплаты, отказывают в посадке в транспортное средство.
Лицо, отказавшееся от оплаты проезда, и (или) от оплаты перевозки следующих вместе с ним детей, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади,обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним. Вместе с тем, данное требование не распространяется на лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица.
Таким образом, строже регламентировав процедуру проверки подтверждения оплаты проезда, законодатель защитил права несовершеннолетних, которые по различным причинам вынуждены поехать в общественном транспорте «безбилетниками» в отсутствие взрослых сопровождающих его лиц.
Федеральным законом от 23.04.2018 № 102-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
Так, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон) указано, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Согласно статье 15.1 Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменный имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Одним из оснований включения в реестр в связи с внесенными изменениями является постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Определено, что в случае, если должник в течение установленного срока не исполнил добровольно содержащегося в исполнительном документе требования об удалении указанной информации, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и постановление об ограничении доступа к такой информации.
В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления об ограничении доступа судебный пристав-исполнитель направляет его в Роскомнадзор. Постановление является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенный сайтов.
Мы очень рады видеть Вас на нашем сайте!
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в политику обработки и хранения персональных данных. Теперь мы обязаны проинформировать Вас о том, что на нашем сайте (как и на других ресурсах) происходит сбор Ваших метаданных (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) Оператором, а также при помощи сервисов интернет-статистики Яндекс Метрика, ООО «ПП «Спутник» и/или других.
Для получения возможности работы с сайтом нажмите кнопку "Принять", это действие необходимо выполнить только один раз.